Очень многие эстоноземельцы категорически не верят в то, что более дешевые лекарства могут быть не менее эффективны, чем дорогие. Оттого, зачастую, переплачивают по собственной воле, а не потому, что аптекарь или врач навязывают им то, что подороже, ради собственной наживы, пишет «Виру Проспект».
Жители Эстонии не верят, что дешевые лекарства могут быть не хуже дорогих
Названия разные, действующее вещество одно
Эстонская Больничная касса проводит кампанию по информированию населения о том, что при выборе лекарства можно спокойно отдавать предпочтения самому дешевому, если оно содержит то же действующее вещество, что и дорогое.
Людям объясняют, что любое лекарство включает в себя две составляющие: действующее вещество и вспомогательное вещество. Последнее помогает доставить первое к месту назначения. Например, в тонкую кишку. Вспомогательное вещество может придавать препарату привлекательные цвет и вкус, что очень важно в том случае, если он назначается детям, но именно лечебными свойствами обладает только действующее вещество.
При этом все лекарства делятся в свою очередь на оригинальные, то есть те, в которых впервые появилось то или иное действующее вещество, и лекарства-генерики, или аналоги, в которых по истечении срока действия патента используется ровно то же самое вещество. При том, что свойства оригиналов ничем по факту не отличаются от аналогов, первые стоят дороже, так как разработчики закладывают в их цену свои расходы на произведенные научные исследования и испытания. Кроме того, впервые появившееся на рынке лекарство (с неведомым до него действующим веществом) за несколько лет так располагает покупателей к себе, что более высокая цена на него воспринимается естественно даже после появления многочисленных аналогов.
Собственно это и составляет проблему. Множество эстоноземельцев настойчиво не верит в то, что аналоги не хуже оригиналов, а в результате все эти люди страдают финансово от того, что даже с учетом компенсации на льготные лекарства со стороны Больничной кассы изрядно переплачивают.
Все-таки компенсация на каждое конкретное лекарство, относящееся к льготной категории, рассчитывается с учетом цен на лекарства-аналоги.
По статистике в США, Великобритании, Германии доля аналогов в общей массе продающихся лекарств составляет около 80 процентов, в то время как в Эстонии она едва переваливает за 50 процентов.
Аптекам опасно жульничать
«Прежде всего, пенсионеры не верят в то, что дешевый препарат обладает ровно теми же свойствами, что и более дорогой, если они оба содержат то же самое действующее вещество, - говорит директор Вируского отделения Больничной кассы Эстонии Андрей Сайчук. - Все лекарства (и оригиналы, и аналоги), продающиеся в аптеках Эстонии, произведены и проверены по одинаковым высоким стандартам качества. При этом совершенно не важно, где именно эти по сути равнозначные лекарства изготовлены: в Германии, Китае или Аргентине».
Согласно эстонскому законодательству, в аптеке должны предложить пациенту самому выбрать из всех имеющихся лекарств, содержащих одинаковое действующее вещество. А прежде всего должны предлагать самый дешевый препарат.
«Если этого не происходит, в том случае, если более дешевые аналоги есть в наличии (то есть если аптекарь, по сути, навязывает дорогой препарат), то имеет место нарушение, которое при рецидивах может стоить аптеке лицензии», - утверждает Андрей Сайчук.
При очень серьезной конкуренции среди эстонских аптек вряд ли какие-то из них станут подвергать свое существование риску, если за соблюдением вышеуказанного правила будут внимательно следить контролирующие органы и недобросовестные аптеки действительно будут закрываться. Пока этого не происходит, но, судя по всему, не потому, что нет нарушений.
На основании проведённого в октябре 2011 года исследования по оценке населением здоровья и врачебной помощи был сделан следующий вывод: только в 41 проценте случаев покупки лекарств аптеки предоставляли пациентам возможность сделать выбор с учетом цены.
В Больничной кассе надеются, что тематическая информационная кампания «Действует» принесет свои плоды и люди будут выбирать лекарства-аналоги чаще по собственной инициативе не только из экономии, но и из-за отчетливого понимания того, что они ничуть не хуже.
Надо сказать, экономия очень существенна.
«Возьмем для примера очень популярный препарат - амлодипин, применяющийся при гипертензии. За препарат, аналог в количестве, необходимом для двухмесячного курса, пациент должен заплатить в аптеке 4 евро, а лекарство-оригинал стоит уже 14 евро. Разница в 10 евро существенна, а качество препарата-аналога нисколько, поверьте, не хуже», - обращает внимание провизор аптеки Светлана Игнатьева.
Врачей тоже проверяют
Как известно, уже несколько лет лекарства в Эстонии выписывают в большинстве случаев именно по действующему веществу, причем рецепты теперь существуют только в электронном виде, что создает хорошие условия для контроля.
То есть врач не имеет возможности злоупотреблять выписыванием лекарств-оригиналов, так как в каждом таком случае ему приходится пояснять в рецепте, почему требуется именно оригинал.
Семейный врач Наталья Логинова из Кохтла-Ярвеского центра семейных врачей говорит, что, например, инсулины выписывать по действующему веществу нерационально, так как у разных форм препарата разная длительность действия, да и упаковка разная: ручки, ампулы.
Но чаще всего пациенту нужно делать выбор самому. Он может даже посмотреть на электронный рецепт еще у врача, если у него возникают какие-то сомнения по поводу того, что он выписан корректно. Может посмотреть на него в аптеке, если пациенту кажется, что ему предлагают не то, что доктор прописал.
В общем, если разговоры о том, что есть такие своекорыстные врачи, которые по взаимовыгодной договоренности с производителем или продавцом какого-то конкретного лекарства могут выписывать его по поводу и без повода, когда-то и имели основания, то теперь для такого бизнеса поставлены преграды. Электронные рецепты проверяются, и на те, что касаются препаратов-оригиналов, обращают особое внимание. Так утверждают в Больничной кассе.