Состояние латвийской девочки в валгаской больнице улучшается

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
До начала лечения Кристине не могла самостоятельно сидеть, но с помощью валгаского физиотерапевта Айве Вонк она приобрела множество новых навыков.
До начала лечения Кристине не могла самостоятельно сидеть, но с помощью валгаского физиотерапевта Айве Вонк она приобрела множество новых навыков. Фото: Частный архив

Еще недавно, чтобы сидеть в инвалидной коляске, 12-летняя Кристине нуждалась в фиксирующем ремне, а сейчас она уже отрабатывает навыки ходьбы с помощью робота.

Два года назад попавшая в довольно безнадежном состоянии в руки физиотерапевтов Валгаской больницы 12-летняя латвийская девочка Кристине уже в гораздо меньшей степени нуждается в посторонней помощи при приеме пищи и одевании, с помощью компьютера она выполняет школьные задания.

«Кристине родилась до положенного срока, на 28-й неделе беременности, ее вес был всего 1442 грамма. Роды были сложными, и новорожденная, вследствие дефицита кислорода, получила тяжелое повреждение мозга. Врачи сразу предупредили, что у ребенка будут большие проблемы по части здоровья и девочка не сможет нормально двигаться. Помимо церебрального паралича, у девочки была повреждена печень и требовалась операция на глазах», – рассказывает мать ребенка Скайдрите Пориете.

Семья сразу же принялась тут и там искать возможности восстановительного лечения, объездила несколько лечебных учреждений и реабилитационных центров. Помимо Латвии, они трижды побывали на Украине, а в 2011 году девочке, наконец, была сделана операция в Германии. Чтобы сохранить достигнутое, Кристине необходимо было постоянно заниматься под началом физиотерапевта, получать массаж и плавать. Поскольку семья Пориете проживает в Латвии совсем недалеко от границы с Эстонией, было удобней возить девочку на лечение в нашу страну, хотя за это и надо было платить.

Общие маленькие победы

«Нас выслушали и обещали помочь. Персонал был очень отзывчивым. Мы стали приезжать в Валга сначала три, затем два раза в неделю. Так было два года подряд. Мы были очень довольны работой валгаских специалистов, ведь дочь им доверяет и уже добилась больших успехов. Она полностью стоит на стопе – раньше только на носочках. Как мать я радуюсь каждой дырке, появляющейся у нее на носках. Она стала гораздо более самостоятельной при приеме пищи, помогает себя одевать и менять положение тела», – делится достижениями женщина.

Сейчас Кристине уже несколько раз побывала в Таллинне на занятиях с роботом для разработки ходьбы. Кстати, слово “kõnnirobot“ (робот для ходьбы) Скайдрите произносит на чистом эстонском языке, поскольку, выступая в Валга для дочери переводчицей, она освоила много эстонских слов и выражений. При этом Кристине стала понимать и по-русски, ведь общение в Валга происходит одновременно на трех языках. В Латвии робота для ходьбы еще нет, но семья очень на него рассчитывает.

Последний раз Кристине приехала на лечение в Таллинн вдвоем с отцом, раньше такие поездки они совершали только втроем. Кристине посещает небольшую сельскую школу в родных краях, где ей помогает опорное лицо. Школьные задания она выполняет на компьютере, используя преимущественно правую руку, поскольку левая еще сильно сжата в кулак.

Семья знает, что полностью Кристине уже не поправится, но они хотят сохранить достигнутый уровень. Было бы хорошо, если бы девочка приобрела дополнительные навыки, чтобы самой обслуживать себя по мере необходимости.

Физиотерапевт Айве Вонк считает случай Кристине примечательным успехом этой маленькой девочки. Она вспоминает, что поначалу, оказавшись в новом окружении, ребенок был очень чувствительным и боязливым. Девочка опасалась каждого движения, каждого прикосновения и изменения положения своего тела, в ответ на каждое болевое ощущение она плакала. В ходе первых сеансов все время терапии уходило на то, чтобы убедить ребенка, что лечиться не больно.

«Кристине на сто процентов зависела от помощи со стороны родителей. Ее собственная способность двигаться была близка к нулю. Это означало, что все движения за нее должны были выполнять ее родители. Кристине постоянно нуждалась в помощи при перемещении с одной поверхности на другую (например, с коляски на кровать и обратно), при изменении положения своего тела, чтобы есть, пить, совершать гигиенические процедуры», – поясняет Вонк.

В инвалидной коляске Кристине могла сидеть, лишь зафиксированная ремнем, потому что у нее не было чувства равновесия и опорных реакций и она могла выпасть из кресла. Дело в том, что у Кристины в сидячем и стоячем положении отсутствует способность ощущать положение собственного тела. Ее руки и ноги постоянно находились в согнутом положении, соответственно в локтевых и коленных суставах. Пальцы рук были вообще сжаты в кулак: сознательно разжимать пальцы правой руки удавалось с трудом, самостоятельно разжимать пальцы на левой руке она вообще не могла. Переложить ее на живот из-за сильной спастики мышц и состояния суставов было невозможно.

Поначалу терапия была преимущественно пассивной (упражнения проводил физиотерапевт) и осуществлялась преимущественно в положении лежа на спине или на боку.

«Мы с Кристине выполняли пассивные упражнения, стимулирующие подвижность суставов и снижающие спастику мышц, пробовали принимать различные позы. Шаг за шагом, когда у Кристине появилось доверие к терапевту, мы стали все смелее пробовать выполнять более сложные упражнения и принимать различные позы. Чем активней становился ребенок, тем больше мы заставляли его напрягаться. Было заметно, как нарастали его интерес и активность», – вспоминает Вонк.

Доверие – залог успеха

В настоящее время навыки ухода за собой и повседневная жизнь Кристине изменились, по ее словам, настолько, что она самостоятельно ест, нуждается лишь в незначительной помощи, когда пьет из бутылки, пытается сама чистить зубы. Она помогает одевать себя и перемещать с одной плоскости на другую, поскольку твердо опирается на ноги. Кристине также в состоянии без особых усилий переворачиваться на полу на живот и обратно на спину. При небольшой поддержке со стороны она способна садиться на полу из лежачего положения на боку.

Теперь Кристине самостоятельно сидит на полу, ноги вперед, с посторонней помощью она способна встать из сидячего положения и опереться на ноги. Еще год назад, когда Кристине стояла, физиотерапевт должен был находиться очень близко. Теперь физиотерапевт просто поддерживает ее за предплечья. Особенно важно, что с декабря 2013 года Кристине уже не пользуется в коляске фиксирующим ремнем.

«Общение у нас идет с помощью русского языка, переводит ее мама. Но Кристине очень сообразительная девочка и уже сама понимает многие русские слова», – рассказывает Вонк.

Доверие к терапевту возникло у ребенка со второго или третьего раза, когда девочка убедилась, что лечение действительно не связано с болью и прежде, чем выполнять новое упражнение, с ней всегда советуются. Когда что-то получалось, у девочки возникал интерес, что же будет дальше, и прибавлялись силы. Важно было привнести в каждое занятие терапией игровой элемент.

Случай Кристине физиотерапевт сочла примечательным с той точки зрения, что достижения одного пациента можно было наблюдать более двух лет, речь шла о гражданке другой страны, и терапия проводилась через третье лицо, являвшееся переводчиком. Вонк особо отметила готовность к сотрудничеству родителей Кристине в ходе лечения, их всевозможное содействие.

Комментарий

Марек Сеэр

руководитель Валгаской больницы

В данной истории я считаю важным, что семья из Латвии сама с нами связалась, поскольку наше лечебное учреждение расположено наиболее близко к месту их проживания. Особенно радует, что результат лечения оказался очень положительным.

В 2013 году нашу больницу посетило 202 пациента из Латвийской Республики. Для нас важен пациент любой национальности, и откуда он прибыл, значения не имеет. Разумеется, мы довольны тем, что пациенты из Латвии приезжают лечиться к нам. Сейчас непосредственно за границей Валга на латвийской территории  проживает около 6000 человек, а в радиусе 30 км от нее насчитывается около 10 000. Так что наше лечебное учреждение географически расположено ко всем этим людям ближе всех.

Качество услуг здравоохранения в Эстонии ценится высоко, и естественно, что проживающие на приграничных территориях латыши приезжают на лечение к нам. Наше лечебное учреждение обеспечивает круглосуточную готовность оказания всевозможных услуг.      

Поскольку все они – экстренная медицина, родовспоможение, стоматология, оториноларинголог, эндокринолог и глазной, терапия по уходу – представляют интерес для латвийских пациентов, а единая зона евро рано или поздно обеспечит выравнивание цен, мы представляем все больший интерес для приграничных жителей. Многие приезжают сюда и на рентген, а также ультразвуковые исследования. С учетом этого мы постоянно расширяем ассортимент наших услуг.

Каким бы странным это ни показалось, языкового барьера нет. Мы можем общаться на русском, английском, а отчасти и на латышском языках. Как в приграничное лечебное заведение на работу к нам поступили и коллеги – медицинские работники из Латвии, которые здесь имеют возможность общаться с латышскими пациентами на своем родном языке.

Наверх