В прошедшем году советники канцлера юстиции посетили четыре психиатрические больницы, шесть специальных домов-интернатов и 12 больниц сестринского ухода, чтобы установить, как гарантированы права находящихся там больных. В ряде учреждений были отмечены недостатки в организации хранения и применении лекарственных средств. Кроме того, имеется подозрение, что человеческое достоинство каждого человека не обязательно гарантировано в этих местах.
Канцлер юстиции: в специальных домах-интернатах и больницах отмечен ряд недостатков
В 2014 году при проверке психиатрических больниц, специальных домов-интернатов и больниц сестринского ухода (прежнее наименование: больница для хронических больных) министр юстиции обратил особое внимание на аспекты обращения и применения лекарственных средств. Заместитель канцлера юстиции Неле Паррест сказала, что в ряде учреждений лекарственные средства хранились ненадлежащим образом. Также отмечались проблемы с их применением.
Во время контрольного рейда в некоторых специальных домах-интернатах возникло подозрение, что клиентам дают лекарства вне лечебного плана и против их воли. По словам канцлера юстиции, в доме призрения никого нельзя принуждать к приему лекарств: принудительное лечение разрешено только в психиатрической или инфекционной больнице. «В домах призрения принудительное лечение запрещено», – пояснила Паррест. По ее словам, озабоченность вызывает и то, что в некоторых специальных домах-интернатах решение о даче лекарств принимали люди, не имеющие соответствующей компетенции.
Также отмечались недостатки в обращении с лекарствами. Например, в некоторых местах лекарства хранились в незапертом помещении и без надзора, в результате чего возникала опасность, что пользователи услугой имеют доступ к лекарствам и при произвольном их приеме могут поставить под угрозу свое здоровье или жизнь.
По словам Неле Паррест, часто отмечались также проблемы с учетом лекарств, например, отсутствовал обзор количества и применения рецептурных лекарств. «В иных учреждениях хранились лекарства выбывших людей, лекарства с просроченным сроком годности или лекарства, которые пользователь услугой уже не должен принимать. Эти рецептурные лекарства копили для выдачи другим, и накопителями в некоторых случаях были работники без соответствующей компетенции. Это опасная тенденция, поскольку при выдаче лекарства одного клиента без выписки врача другому клиенту может, среди прочего, случиться, что не оценивается взаимное влияние лекарств, что ставит под угрозу жизнь и здоровье клиента», – добавила Паррест.
Рекомендации по обращению с лекарствами и их применению канцлер юстиции дал после контрольных рейдов 2014 года следующим учреждениям: Erastvere Kodu, Valkla Kodu, Hiiu Ravikeskus, Järvamaa Haigla, Jõhvi Haigla, Kuressaare Haigla, психиатрическое отделение и отделение сестринского ухода Нарвской больницы, Narva-Jõesuu Hooldekodu, Paunküla Hooldekeskus и Wismari Haigla.
Прошлогодние посещения психиатрических больниц, специальных домов-интернатов и больниц сестринского ухода канцлером юстиции дали основание также подозрениям, что в некоторых учреждениях могут отмечаться проблемы с человечным обращением с клиентами. «Учреждения могли бы обращать больше внимания на заполнение свободного времени находящихся в них людей, поскольку скука делает человека пассивным в отношении своей жизни и судьбы. Также бездействие может стать причиной беспокойства, что в итоге неблагоприятно влияет на излечение», – объяснила Паррест важность заполнения свободного времени клиентов. По оценке заместителя канцлера юстиции, часто не была обеспечена также приватность клиентов, например, пользователи услугой должны были совершать гигиенические процедуры на виду у других людей, отсутствовала возможность побыть одному или в тишине.
Канцлер юстиции дал рекомендации по лучшему обращению с клиентами Erastvere Kodu, Valkla Kodu, Hiiu Ravikeskus, Järvamaa Haigla, Võnnu Haigla, Narva Haigla, Põhja-Eesti Regionaalhaigla, Tartu Ülikooli Kliinikumi psühhiaatriakliinik и õendusabi osakond и Wismari Haigla.