Безопасно ли покупать товары, продающиеся на развес?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: «МК-Эстония»

В супермаркетах продаются на развес конфеты, орешки, пирожки, булочки. Не сравнивать с овощами и фруктами! Ведь их вы обязательно помоете дома. А можно ли быть уверенным в том, что, к примеру, купленные на развес орехи кто-то до этого не трогал грязными руками? «МК-Эстония» провела несколько экспериментов, чтобы выяснить, кто и как в нашей стране следит за гигиеной в больших магазинах.

Эксперимент первый: сигнал доброжелателя

Для начала я представила, что в магазине «икс» видела бомжа, загребающего грязной рукой орешки, и поспешила сообщить об этом в Selver, Prisma и Maxima.

Первой отреагировала служба поддержки клиентов Prisma, извинившись и сообщив, что орешков на развес у них нет и не будет. «В Prisma мы отдаем предпочтение продаже уже расфасованных товаров. Поэтому, в отличие от других больших сетей, в наших магазинах отсутствует возможность купить мясо, салаты, мариновые огурцы, орешки и прочие подобные товары на развес» - заявила директор по маркетингу сети магазинов Prisma Peremarket Кадри Лайнас.

Selver пожелал расследовать инцидент и поинтересовался о времени и месте произошедшего. Делать было нечего, и, ткнув пальцем в небо, я сообщила, что дело было вечером в магазине Selver в Копли. Поразительным образом камерами магазина в указанный час у прилавка был замечен «молодой человек, который действительно взял рукой горстку орехов и, отойдя немного в сторону, засунул их себе в рот»!

«К сожалению, предотвратить такие случаи невозможно, потому что трудно предугадать, какой клиент может себя повести подобным образом», - сообщили из службы поддержки клиентов Selver, добавив, что заведующая обслуживающего отдела попросила работников зала и охранников внимательнее следить за прилавками с товаром на развес.

Ответ Maxima на мою жалобу не отличался оригинальностью: спасибо, что сообщили, извините, что вам пришлось такое увидеть, скажите, где и когда это было. И далее стандартное: с работниками поговорили, обещаем быть более бдительными.

В том, что беспокоиться причин нет, что проверки проводят регулярно, что в магазинах все в порядке и соответствует нормам, заверили все – и службы поддержки клиентов, и пресс-секретари торговых сетей, и Ветеринарно-пищевой департамент. «За последние несколько лет к нам не поступало информации о случаях отравления, связанных с употреблением в пищу микробиологически загрязненных орехов или конфет, продающихся на развес», - заявил пресс-секретарь департамента Рене Пиллессон.

Пресс-секретарь Selver Анника Виллу сообщила, что за соблюдением гигиены продуктов следят как работники магазина, так и Ветеринарно-пищевой департамент. «Департамент проводит одну-две стандартные проверки в год. Сюда добавляются еще незапланированные проверки – от двух до четырех в год», - поведала Виллу.

Представитель MaximaЭрки Эрилайд сказал, что ежедневную работу магазина координирует заведующий и работники внутреннего контроля. По его словам, проверки проводят регулярно, существует ряд процедур, которые выполняются каждый день. «Как и в любом другом месте большого скопления людей, например, в общественном транспорте, на массовых мероприятиях и т.п., невозможно полностью избежать всех угроз здоровью, но мы уверяем вас, что делаем все, чтобы опасность была минимальной», - заключил Эрилайд.

Эксперимент второй: как я была нарушителем

Я решила посетить те самые магазины, которые обещали внимательней следить за ситуацией у прилавков с продуктами на развес.

Захожу в магазин Prisma в торговом центре «Рокка-аль-Маре» и ищу товар-жертву. Орешков не нахожу, в конфетном отделе съедаю две изюмины в белом и четыре в молочном шоколаде. Тут нет ни посетителей, ни работников, и реагировать на мое поведение некому. В булочном отделе жизнь кипит: три работницы, с десяток покупателей. За 20 минут пребывания у прилавка я потрогала 6 и понюхала 4 сорта булочек. Ни одна из работниц даже не посмотрела в мою сторону.

В Maximaна Ыйсмяэ теэ из 24 контейнеров с орешками и сухофруктами у семи крышки отсутсвуют, причем три из них расположены в нижнем ряду, то есть от пола их отделяет всего ничего. Желание пробовать сухофрукты пропадает.

Двигаюсь дальше. В Marienthali Selver игнорирую наличие специальной лопатки, руками беру изюм в шоколаде, пробую. Затем дегустирую индийские орешки и покидаю магазин. Кассирша на выходе с улыбкой кивает мне головой на прощанье, охранник смотрит в другую сторону.

Выходит, на нормальных людей внимания не обращают вовсе? Тогда идем на крайние меры! Надеваю старые спортивные штаны брата, фланелевую рубашку с капюшоном, слегка разодранную шапку, стертые полусапожки китайского происхождения. Поношенное пальто мажу тональником, чтобы создать эффект валяния в пыли. На случай, если мои действия в комплекте с «прикидом» не привлекут внимания работников, беру с собой подругу, которая пойдет жаловаться.

Идем в Selverв Копли. Зайдя внутрь, сразу направляюсь к уголку, где хранятся орешки, булочки и конфетки. Неподалеку находятся по крайней мере три работницы магазина, две раскладывают товар, одна (назовем ее Оля), по всей видимости, собирается разложить хлебные изделия по полкам, но задерживается, разговаривая с подругой. Появление довольно-таки странной личности в нескольких метрах от нее никак не влияет на общение девушек. Другие работники тоже заняты, кто-то бегает с коробками туда-суда, кто-то раскладывает их содержимое по полкам.

Зато подозрительную личность замечают сами посетители магазина. Мой мутный взгляд, грязная одежда и рука, погруженная в контейнер с индийскими орешками, явно смущают подошедшую было женщину. Однако стоит мне отойти на несколько шагов, смущение пропадает, и та самая женщина без всяких сомнений набирает себе тех самых орешков. Видимо, ее смущала не чистота продукта, а вид сомнительной личности.

Я уже больше 10 минут слоняюсь по магазину, пора действовать решительней. Сделав несколько шагов вправо, оказываюсь у булочного прилавка. Какое-то время просто смотрю на булки, переминаясь с ноги на ногу. Еще через несколько минут, желая проверить товар на мягкость, начинаю ла потихоньку трогать булки руками. На меня по-прежнему никто не обращает внимания! Тогда я демонстративно нюхаю одну, вторую, третью булку. Неподалеку работница магазина Оля продолжает беседовать, время от времени укладывая тот или иной хлеб (в пакете) на полку.

Проходит около 20 минут пребывания в магазине. Решаю действовать внаглую. Схватив пирожок с морковкой, начинаю его есть. В памяти всплывает заявление пресс-секретаря Selver Анники Вилу: «В магазинах запрещено пробовать товары наразвес, однако избежать подобных инцидентов невозможно. Кто-то пробует товар по незнанию, но есть и такие, кто действует намеренно. Если клиент видит такое поведение, стоит оповестить об этом охрану или работников зала».

Приходится запускать в действие план Б. Моя подруга подходит к Оле, которая, перестав общаться, уже вовсю занята делом. Олю оповещают о неладном. Первоначальный легкий ступор работницы магазина заканчивается тем, что девушка бежит за охраной. Охрана, однако, не появляется ни через минуту, ни через пять, и я с чувством полной безнаказанности ковыляю к выходу. А зря.

У кассы меня ждут двое охранников с серьезными лицами, встреча с которыми влечет за собой обыск и угрозы вызвать полицию. Четыре индийских орешка и морковный пирожок стоимостью в 4 кроны 60 центов грозят превратиться в оформление нарушения по статье 218 Пенитенциарного кодекса ЭР (штраф до 6000 крон). Приходится признаться, что это журналистский эксперимент. Охрана проверяет информацию обо мне. Выясняется, что ранее никаких нарушений за мной не числилось, и грозные стражи порядка отпускают вашего экспериментатора подобру-поздорову.

Комментирует Ветеринарно-пищевой департамент

Естественно, опасность загрязнения нерасфасованных продуктов выше ввиду того, что часто микроорганизмы распространяются именно через воздух или руки.

Однако за последние годы к нам не поступало информации о случаях отравления, связанных с употреблением в пищу микробиологически загрязненных орехов или конфет, продающихся на развес.

Если посетитель заметил возможные нарушения норм (несоответствие температур холодильников, загрязнение пищевых продуктов, несоблюдение требований гигиены), помимо информирования самого магазина, можно всегда обратиться в наш департамент по телефону 605-47-50 или письменно сайт www.vet.agri.ee. При этом следует детально описать ситуацию и оставить свои контактные данные. Департамент в обязательном порядке проверяет все зарегистрированные жалобы.

Ирина Донченко, заведующая отдела эпидемиологии Департамента здоровья

Могут ли передаваться бактерии через орешки, продаваемые на развес? Теоретически – да, потому что бактерии могут передаваться через любую пищу, однако как на магазинах, так и на Ветеринарно-пищевом департаменте лежит большая ответственность за условия хранения любых продуктов. Поэтому, если такая продажа разрешена, значит, меры предосторожности приняты, и, следовательно, риск сведен к минимуму.

В то же время каждый человек несет ответственность за личную гигиену. Как это ни банально звучит, не стоит забывать о том, что после посещения общественных мест и перед приемом пищи обязательно надо мыть руки.

В идеале, сам клиент не должен касаться продуктов. Человек должен взять лопатку, пакетик и насыпать товар в него, то есть самого продукта покупатель касаться не должен, контакт сведен к минимуму.

Что касается возможности передачи бактерий через лопатки, которые используются для насыпания орешков и конфет в пакетики, то тут сложно что-то сказать. Категорически отрицать возможность передачи бактерий или инфекций таким путем нельзя, но если покупатель соблюдает правила гигиены, уважает других и следует правилам, то есть использует совок и не касается самого товара грязными руками, то все должно быть в порядке.

Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх