Иллюзия компенсации лечения за рубежом

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Жителям Эстонии приходится лечиться на родине, несмотря на европейскую директиву, позволяющую компенсировать постфактум расходы на лечение за границей.
Жителям Эстонии приходится лечиться на родине, несмотря на европейскую директиву, позволяющую компенсировать постфактум расходы на лечение за границей. Фото: Прийт Симсон

Бесплатное лечение за границей – это удел единиц. Речь идет о тех, кто нуждается в специфической помощи и исследованиях – при условии, что консилиум врачей подпишется под тем, что проблему нельзя разрешить в Эстонии. По такой системе три года назад лечился президент Эстонии, которому успешно прооперировали плечо в Финляндии.

Другой нашумевший пример – Милана Каштанова. Как известно, Больничная касса, со ссылкой на заключение консилиума врачей, отказалась в 2010–11 гг. возместить расходы на лечение девушки в Германии.

Дело прошлого осталось в прошлом. Два года назад вступила в силу директива 2011/24/ЕС о свободном передвижении европейских пациентов. Суть нововведения сводилась к тому, что каждый гражданин ЕС вправе лечиться в любой европейской стране: он может уехать потому, что в Эстонии слишком длинные очереди или его не устраивает качество лечения, и даже потому, что ему не нравится местный врач. Больничная касса должна по факту (на основании предоставленных оригинальных счетов и других обязательных документов) оплатить лечение.

Лечатся в России

Как выяснилось, все почти так и есть, за исключением одного нюанса. Дело в том, что лечат за границей по ценам другого государства, а компенсации рассчитываются по эстонскому прейскуранту, что на практике, по данным Больничной кассы, позволяет покрыть примерно 30% реальных расходов за рубежом. К примеру, прием врача во Франции в несколько раз дороже, чем в Эстонии, не говоря уже об исследованиях и курсе лечения. Это означает, что существенную разницу в цене услуг пациенту даже постфактум не удастся компенсировать, не считая расходов на транспорт и жилье. Тем самым большинство стран ЕС, где услуги дороже, для рядового эстонского жителя и по сей день остаются недоступными.

Лечение зубов для взрослых (в отличие от детей) в прейскурант Больничной кассы вообще не входит. Исключением является неотложная зубоврачебная помощь и частичные компенсации некоторым категориям «льготников». Между тем, больничная касса в Финляндии полностью оплачивает финнам услуги стоматологов в Эстонии. Эстонский пациент подобных привилегий не имеет.

И в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится к лучшему, поскольку для государства нет финансовой выгоды в том, чтобы наши пациенты начали ездить лечиться за границу. Как сообщил министр труда и здравоохранения Евгений Осиновский, менее 1% бюджета Больничной кассы идет на покрытие расходов пациентов из Эстонии в других странах ЕС.

В 2014 году в Больничную кассу было представлено 101 ходатайство на оплату зарубежных медицинских услуг. Четверть заявителей при этом получили отказ, поскольку не имели направления врача-специалиста, корректно оформленной выписки из истории болезни или же претендовали на оплату услуги, которой нет в эстонском прейскуранте. Год назад Больничная касса выплатила своим пациентам компенсаций на общую сумму 101 043 евро. По итогам девяти месяцев текущего года выплаты составили 79 000 евро.

Таким образом, за счет Больничной кассы много не компенсируешь. Как показывает практика, пациенты предпочитают экономить за счет поездок в Россию, где качество медицинской помощи не хуже, а стоимость услуг дешевле.

Семейный врач Андрей Борисов из таллиннского центра Linna Tervisekeskus рассказал Postimees, что его пациенты активно ездят в Россию – лечиться и оперироваться за свой счет.

Фото статьи
Фото: PEETER LANGOVITS/PM/SCANPIX

По мнению Борисова, Больничная касса Эстонии могла бы позволить себе покупать медицинские услуги в России: «Во-первых, они там на порядок дешевле, чем у нас. И Больничной кассе было бы выгодно компенсировать эти услуги по российским тарифам. Например, в Петербургском институте онкологии прием онколога, кандидата медицинских наук стоит 11 евро. За эти деньги предоставляется полноценная консультация, что в три раза дешевле в сравнении с нашими расценками». Доктор уверен, что качество медицинских услуг в России не хуже, особенно в крупных центрах Петербурга и Москвы, а порой и лучше.

Как бы то ни было, Больничная касса плановую помощь в России, если нет соответствующего заключения консилиума, не компенсирует, несмотря на то, что закупка по более низким тарифам услуг в России позволила бы сэкономить бюджетные расходы. Правда, министр Осиновский уверен, что не позволит: «Увеличится общий объем услуг и расходы вырастут».

Влияние европейской директивы на передвижение пациентов внутри ЕС остается маргинальным, что само по себе не тревожит эстонских политиков. «Этот результат нельзя назвать негативным, так как директива не ставит своей целью способствовать массовому передвижению пациентов», – подчеркнул министр.

По его словам, основная цель директивы – обеспечить нормальную услугу здравоохранения тем жителям Эстонии, которые временно проживают или работают в других странах Европы. Речь идет об экстренной помощи туристам на основании европейской карточки страхования и оказании медицинских услуг супругам, застрахованным в другой стране ЕС.

Остальным из-за разницы в расценках рассчитывать на перемены к лучшему не приходится, несмотря на наличие формального права выбора, поскольку государство не намерено переплачивать за медицинские услуги в других странах, предпочитая, по словам министра, инвестировать и без того ограниченные средства Больничной кассы в свою систему здравоохранения. «Разница будет сохраняться, поскольку цена услуг разнится», – признал Осиновский.

Лечение на экспорт

Зато, глядя на финнов, мы можем наблюдать со своей стороны залива, как должна работать европейская директива в идеале.

Обратная «вилка» с эстонскими и финскими расценками позволяет финнам ежегодно оставлять в наших зубоврачебных кабинетах 1,6 млн евро, которые именно по директиве о свободном передвижении пациентов внутри ЕС полностью компенсируются из больничного бюджета Финляндии. Финнам ничего доплачивать не приходится, потому что цены у них выше, а компенсации рассчитываются по их прейскурантам.

Эстонские политики заинтересованы в расширении экспорта подобных услуг, несмотря на то, что массовый спрос со стороны соседей в какой-то мере способствует увеличению очередей и росту расценок в Эстонии. Сей факт подтверждает и Осиновский: «Да, это правда. Но это открытый рынок, и спрос рождает предложение. Касается это, в основном, таллиннских, самых дорогих клиник. Общей тенденции на повышение цен у зубных врачей мы не видим».

До тех же пор, пока Эстония не приблизится к европейским стандартам жизни, формально доступное лечение за границей будет оставаться недоступным для наших граждан. И то, что в других странах ЕС с нашим пациентом никто не будет разговаривать по-русски или по-эстонски – это уже детали в сравнении с главным. К счастью, наш «медицинский комбинат», как отметил доктор Борисов, пока справляется с нагрузкой. Однако это только пока.

«Тенденция такова, что потихоньку мы начинаем сдавать позиции. Год от года очереди растут, нагрузки увеличиваются, врачей становится меньше и главное – сокращается количество медсестер. О нехватке врачей у нас уже давно говорят, а вот о среднем медицинском персонале не особо, тогда как без него сейчас никуда – ни в больнице, ни в центре семейных врачей. Если нет медсестры, то половина работы стоит», – подчеркнул практикующий врач Борисов с опытом работы не только в Эстонии, но и в Финляндии.

Кстати, очереди у нас пока меньше, чем в той же Финляндии, Шотландии, Ирландии или Швеции, отмечают доктора и политики.

Справка БК

Документы, необходимые для компенсации расходов на лечение за рубежом по директиве Евросоюза:

• Ходатайство на бланке БК, распечатать можно здесь

• Оригинал счета за медицинские услуги

• Подтверждение платежа

• Направление врача-специалиста

• Выписка из истории болезни

NB! Компенсации подлежат только те услуги, которые внесены в прейскурант БК. Например, услуги зубного врача для взрослых – компенсации не подлежат.

Наверх