Новый метод тартуских ученых упростит анализ крови

Фото: Tairo Lutter / Postimees

Ученые Центра Развития Технологий Здоровья в сотрудничестве со шведским Каролинским Институтом и исследовательской группой Тартуского Университета выработали метод «глобиновый замок» (GlobinLockTM), который позволяет упростить анализ крови и снизит его стоимость.

Анализ крови широко распространен в клинических исследованиях, потому что кровь относительно легкодоступна и изменения  ее состава непосредственно отражают состояние здоровья, поясняет Тартуский Университет.

Кровь содержит множество разных клеток, большую часть которых составляют красные кровяные тельца (эритроциты), задача которых - переносить кислород. Следовательно, от 50 до 80% молекул РНК, выделяемых из крови, составляют компоненты функционального гемоглобина, которые называются РНК глобина. Большое количество глобина затрудняет лабораторный анализ крови, и определить биологически значимые молекулы РНК становится сложнее.

В исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, впервые подробно описывается, как анализировать пробы крови путем проявления генов. При таком подходе игнорируется обусловленная гемоглобином большая доля глобина, что позволяет эффективно определить, есть ли в пробе крови биомаркеры. По словам автора, при использовании нового метода для анализа крови понадобится значительно меньше биологического материала (РНК), а от лаборанта не потребуется дополнительных действий.

Руководитель проекта Каарел Крючков разъяснил, что новый метод может стать важным инструментом для значительного упрощения лабораторного анализа крови:  «Мы видим, что наш «глобиновый замок» значительно уменьшил количество «мешающего» глобина. Если изначально уровень глобина составлял 63%, то после применения «глобинового замка» он снизился до 5%. Иными словами, применение «глобинового замка» уже в одном анализе дает на 58% больше информации. Этот метод подходит для всех исследований экспрессии генов».

Новый метод значительно дешевле и быстрее нынешних подходов. Например, сейчас уменьшить глобин в одном анализе крови стоит как минимум 30 евро. Стоимость применения «глобинового замка» в аналогичном анализе составит меньше евро.

Принцип функционирования «глобинового замка» прост: две синтетические цепочки ДНК связывают глобин молекулой РНК, нейтрализуя их уже на первичном лабораторном этапе. В результате реакции, молекулы РНК «запираются» в течение 10 минут и их дальнейший синтез в ДНК становится невозможным. Таким образом, большое количество РНК глобина не затрудняет последующий анализ и позволяет выявить биомаркеры или исследовать пробу крови.

«Наш «глобулиновый замок» - это изобретение не рядовое. Принцип «запирания» глобина универсален для многих методов анализа генной экспрессии и может применяться с легкостью. В этой статье наконец-то опубликован простейший способ избежать негативного фактора глобина и теперь мы сможем глубже исследовать, что анализ крови говорит о состоянии здоровья на самом деле», - пояснил Крючков.

В первую очередь, своей результативностью и дешевизной исследование представляет интерес для биотехнологических фирм, которые добавляют затраты на анализы к конечной стоимости продукта.