Шокирующие результаты исследования: курение воздействует на ДНК даже спустя 30 лет после отказа от сигарет

Курильщик. Иллюстративное фото.
Курильщик. Иллюстративное фото. Фото: Caro / Scanpix.

Даже спустя десятилетия после последних выкуренных сигарет ДНК бывших курильщиков отличается от ДНК некурящих людей, передает Postimees.

Курение влияет на метилирование ДНК — процесс, с помощью которого клетки регулируют активность генов. Результаты исследования, которые были опубликованы в здании Circulation: Cardiovasular Genetics, прокомментировал один из авторов, Стефани Дж. Лондон: «Результаты важны, поскольку открытие механизма, регулирующего гены, влияет на метилирование. Понимание этого механизма может серьезно повлиять на лечение болезней, вызванных курением». «Также имеет значение открытие: даже если человек бросил курить, следы курения все равно остаются в его ДНК», — добавила она.

Это наблюдение подтверждают и более ранние исследования, согласно которым у бывших курильщиков остается более высокий риск заболеваний, связанных с курением, даже спустя долгое время после того, как они бросили курить. И хотя принцип работы этого механизма еще подробно не исследован, многие предыдущие исследования подтверждают, что метилирование ДНК может играть в этом важную роль.

В рамках данного исследования ученые провели мета-анализ метилирования ДНК у 16 000 пациентов, участвовавших в более ранних исследованиях. Самые старые пробы были взяты в 1971 году. Сравнили активных курильщиков и бросивших с контрольной группой никогда не куривших людей.

По мнению авторов, найденные последовательности генов могут вызывать повышенный риск заболевания у бывших курильщиков. В этом случае такие последовательности могут быть использованы в качестве "биомаркера" для курения и связанных с ним заболеваний, для дальнейших исследований и разработки новых лекарств.