С помощью эстонских ученых были найдены гены, провоцирующие кожное заболевание

Фото: Reuters

Речь идет о нарушении пигментации кожи или витилиго, от которого страдает около 10 000 - 15 000 человек в Эстонии, пишет Postimees.

Из-за витилиго возникает нарушение пигментации, которое проявляется в исчезновении пигмента меланина на отдельных участках кожи — появляются светлый или совершенно белые пятна. Один из самых известных людей, у которого было витилиго, - Майкл Джексон. Это серьезное заболевание поражает от одного до двух процентов людей. Это очень большой показатель, но эта болезнь до сих пор остается недостаточно изученной.

В журнале Nature Genetics опубликована статья, написанная в сотрудничестве с эстонскими исследователями. В ней говорится о международных исследованиях, в ходе которых были обнаружены 23 гена, вызывающих витилиго. Для этого было обследовано 4680 больных и 39 586 человек из контрольной группы. Найденные гены помогают определить совершенно новые механизмы возникновения витилиго. Со стороны Эстонии в исследования внесли вклад патофизиолог Сулев Кыкс и дерматолог-венеролог профессор Кюлли Кинго.

Наличие генов в некоторых случаях означает то, что вероятность появления у человека болезни равняется 70-80 процентам. В будущем это открытие может привести к созданию методики лечения, в которой будут принимать участие и эстонцы.

«Хотя витилиго страдают миллионы людей, исследуется это заболваение мало, поскольку речь идет не о смертельной болезни», - говорит Кыкс. Но, тем не менее, заболевание это причиняет немалый дискомфорт, а лекарства от нее до сих пор не изобретено: люди в основном используют косметические кремы или делают пересадку пигментной клетки. Исследование же, по словам Кыкса, точно показало, чем обусловлено витилинго, и это первая работа, благодаря которой можно будет создать лекарство.

Исследование важно еще и потому, что у болеющих витилиго людей большой риск заболеть раком кожи, то есть меланомой. Современные исследования доказали, что вызывающие витилиго гены могут быть связаны и с меланомой, поэтому есть проблеск надежды, что теперь удастся найти лекарство и от этого онкозаболевания.

Поскольку это перспективное направление, то Кыкс говорит, что эстонские ученые продолжают сотрудничество в разработке лекарства от витилиго и будут и дальнейшем проводить исследования за границей.