/nginx/o/2016/11/24/6107875t1ha450.jpg)
Мария Сепп – скромная, тихая и, казалось бы, самая обычная девушка, глядя на которую никогда не догадаешься, что в ее груди теперь бьется сердце другого человека.
Мария Сепп – скромная, тихая и, казалось бы, самая обычная девушка, глядя на которую никогда не догадаешься, что в ее груди теперь бьется сердце другого человека.
Мария является первой несовершеннолетней жительницей Эстонии, которая обрела новое сердце. Кроме нее подобную экстренную операцию сделали еще лишь трем нашим соотечественникам: двум в течение этого года в Финляндии и еще одному десять лет назад в Италии. Так получилось, что все прооперированные – женщины.
К новому сердцу 16-летняя Мария уже полностью привыкла. «Поначалу было странное ощущение: сердце стучало слишком сильно», - говорит девушка, собственное сердце которой билось слабо.
В Эстонии пересадку сердца не делают, поэтому живущую в Вырумаа Марию оперировали в июле этого года в больнице в Хельсинки. В этой области медицины Эстония сотрудничает с Финляндией, поэтому операцию девушке оплатила Больничная касса, а сопровождал пациентку кардиолог клиники Тартуского университета Мярт Эльмет, который занимался ее пред- и послеоперационным лечением.
По словам врача, речь идет об особой операции, потому что детям сердца пересаживают намного реже, чем взрослым: «Это было своего рода испытанием для врачей».
Операции на сердце - сложные, и особенно важно лечение, которое при этом оказывают. «При пересадке сердца любое отклонение или осложнение может закончиться смертью пациента», - говорит Эльмет.
Врач считает, что Мария молодчина. До пересадки ей установили сердечный аппарат: «Уже установка помпы и жизнь с ней было для нее испытанием». По словам кардиолога, аппарат очень помог и когда летом девушка отправилась на операцию, состояние ее здоровья уже было стабилизировано.
Проблемы у Марии начались два года назад, когда в результате осложнения после перенесенного вирусного заболевания у нее началось воспаление сердечной мышцы. И хотя обычно это излечимо, все пошло по-другому.
«Болезнь развивалась так быстро и так плохо, как мы не могли даже предположить», - говорит мама девочки Яана Сепп.
Состояние ребенка очень напугало ее родителей: «Это было тяжелое чувство, но я надеялась, что все не так плохо».
Девочке начали искать новое сердце. Никто не знал, сколько это может занять времени, но пациентке повезло. По словам кардиолога Эльмета, на это ушло всего два с половиной месяца. «Я даже не надеялась, что новое сердце появится так быстро», - говорит мать Марии.
Новое сердце должно было быть здоровым и совместимым. «Ни мы, ни врачи до последнего момента не знали, подойдет оно или нет», - говорит Сепп.
Операция началась в десять часов утра, а окончательное подтверждение пригодности сердца к пересадке можно было получить только в тот момент, когда оно окажется в руках врачей. «Если бы сердце не подошло, Марию пришлось бы просто зашивать», - говорит мать.
По словам Эльмета, безусловно, анализы на индивидуальную совместимость делают заранее и отслеживают другие параметры, но окончательное решение принимается только тогда, когда донорский орган уже изъят.
Несмотря на то, что операция длилась до половины восьмого вечера, в палату интенсива Мария попала только в половине одиннадцатого. Мать не смогла оставаться это время в больнице: «Нервы не выдерживали». Она бродила по Хельсинки и пыталась думать о чем-то другом. Города она не знает, языка тоже, поэтому открытий сделала много.
К счастью, пересадка прошла успешно. Если обычно на восстановление после такой операции нужен месяц, то Марии потребовалось всего две недели.
«Мария очень хорошо поправлялась. Сейчас она ходит в школу, это – супер-результат», - говорит Эльмер и признается, что у пожилых людей восстановление после операций проходит намного дольше.
По словам кардиолога, врачи счастливы, что Мария сможет жить обычной жизнью: «Это достижение как для наших, так и для финских врачей».
Ожидания, связанные с операцией, оправдались и для семьи: «Реальность даже превысила их. Мы думали, что все страшнее, и восстановление потребует больше времени, поскольку это очень сложная операция».
Сейчас девушка находится частично на домашнем обучении, в школу она ходит три раза в неделю. Из предметов самыми любимыми для нее остаются эстонский язык и уроки искусства.
Марии нравится писать. По словам ее матери, дочка тайно ведет блог, который могут читать только самые близкие друзья. А еще девушка постоянно ходит по дому с карандашом в руках, и на бумаге помимо слов появляются рисунки.
После операции Марии приходится часто ходить на проверки, но к этому она привыкла. Впоследствии проверок станет меньше. Если сейчас она должна показываться врачам раз в месяц, - как в Эстонии, так и в Финляндии - то через полгода после операции будет достаточно раза в два месяца. В том случае, конечно, если все будет хорошо.
Поездки в Финляндию отнимают у живущей в волости Рыуге семьи много времени. Обычно в дороге девочка спит, поскольку на месте ей придется потратить много энергии. В Финляндии нужно сдавать анализы, проходить осмотр у врача.
Первая поездка в больницу Хельсинки была для Яаны и Марии очень страшной: «15 этажей. Идти туда, иди сюда. Языка не знаем». А теперь они подружились и с больницей, и с городом: «Если после осмотра остается время, мы катаемся на трамвае».
А для финских врачей операция по пересадке сердца уже не является чем-то экстраординарным. По словам матери девочки, им сказали, что там такие операции делают два-три раза в месяц. «У нас возник вопрос, как возможно, чтобы их было так много?» - удивляется она.
Новое сердце не слишком ограничит жизнь Марии, хотя на протяжении всей жизни ей придется принимать препараты, влияющие на иммунную систему. Но самое главное - стараться избегать вирусной инфекции.
«Это самое сложное», - говорит мать. Теперь ее дочери нужно быть осторожной, в том числе не только тщательно мыть фрукты, но и обязательно чистить их.
Также семья теперь не может взять новых четвероногих друзей. «У нас дома целый зоопарк», - сказала Яана и добавила, что только недавно отвезла детенышей морских свинок новым хозяевам. В доме живут заяц, несколько кошек. «Сначала они были у нас не передержке, но так нам полюбились, что мы решили оставить их себе», - объясняет Яана. А во дворе еще и бегают собаки.
Новое сердце преподнесло в первую очередь приятные сюрпризы: «Только теперь Мария с сестрой смогла пройти по заснеженному лесу шесть километров».
Конечно, мать постоянно переживает и всегда держит под рукой мобильный телефон. Эта привычка появилась у нее два года назад, когда потребовалось постоянно советоваться с лечащими Марию врачами. А теперь врачи им вообще не звонят, да и сами им теперь не нужно быть в постоянном контакте с докторами.
Семья очень довольна всеми врачами. Работники кардиологического отделения клиники Тартуского университета часто узнают Марию и спрашивают, как у девочки дела. Но больше всего мать благодарна лечащему врачу, который постоянно был доступен, вне зависимости оттого, который сейчас час.
Эльмет признался, что по-другому он свою работу и не представляет. В сложных случаях кардиолог должен быть готов помочь пациенту круглые сутки.
А еще семья Сепп хочет поблагодарить людей, которые их поддерживали, особенно друзей и родственников. «Переживают и те, у кого есть свои трудности», - сказал отец девочки Меэлис Сепп.