Запущенная в начале года система пособий по трудоспособности вынудила 2051 жителя Вильяндимаа обратиться в Кассу страхования от безработицы для оценки своей трудоспособности. Из них около четверти узнали, что у них больше нет права на пособие, поскольку здоровье позволяет им работать на полную ставку.
Тысячи нетрудоспособных вынуждены выцарапывать свои пособия у государства (5)
Если раньше экспертная комиссия Департамента социального страхования назначала процент нетрудоспособности, то теперь соответствующий отдел в Кассе страхования от безработицы оценивает трудоспособность человека. Вместо различных процентов нетрудоспособности теперь используется шкала, определяющая, является человек трудоспособным, частично трудоспособным или нетрудоспособным.
«Я все время в напряжении, поскольку минимум раз в год я должна идти в Кассу страхования от безработицы и доказывать, что я по-прежнему больна, и я не знаю, дадут мне пособие или нет»,- рассказала страдающая раком почек Майре. Она говорит, что страх пропустить время, когда можно обжаловать решение о трудоспособности, вызвал стресс. На обжалование решения Кассы страхования от безработицы до его вступления в силу отведено до 30 дней.
Еще в прошлом году Департамент социального страхования назначил Майре нетрудоспособность в размере 60 процентов, но когда в начале апреля этого года она ходатайствовала в Кассе страхования от безработицы о назначении дотации по нетрудоспособности, ее признали трудоспособной. По ее словам, это было обусловлено тем фактом, что данные проверки рака почек не были внесены в дигитальную медицинскую карту. В июне Майре подала протест, который удовлетворили только в конце сентября, назначив ей частичную трудоспособность.
Для получения пособия надо работать
В новых правилах получения пособия многих огорчает и то, что для того, чтобы его получить, люди с частичной трудоспособностью должны где-то работать или, по крайней мере, состоять на учете в Кассе страхования от безработицы в качестве безработного, что в свою очередь подразумевает активный поиск работы.
Более десяти лет назад потерявший зрение по причине опухоли мозга председатель Вильяндиского общества слепых Арву Сарв признал, что большая часть слепых или слабовидящих людей находится в возрасте за 55 и просто не может найти работу. Эта возрастная группа составляет треть всех получателей пособий по трудоспособности.
Сарв привел пример, что на массажистов начали учиться лишь единицы слепых пожилых людей, поскольку этот рынок переполнен. Поэтому, по его оценке, пожилым людям очень просто остаться без пособия по трудоспособности. Он считает, что нельзя все виды инвалидности оценивать одинаково.
Борьба за то, чтоб доказать нетрудоспособность
То, что в ходатайстве о пособии по трудоспособности изменились не только формулировки и занимающееся этим вопросом учреждение, в числе прочих почувствовала и работавшая социальным работником Вильяндиской больницы Аннели Саар, которую уволили с работы после того, как она провела четыре месяца на больничном после инфаркта. Сначала Касса страхования от безработицы назначила ей частичную трудоспособность, но через шесть месяцев оценила ее как полностью нетрудоспособную, то есть вроде бы ничего не изменилось. В то же время между двумя группами есть большая разница, поскольку, находясь в первой группе, Саар для получения дотации должна была работать или искать работу. Также различается и размер дотации: людям с частичной нетрудоспособностью платят в среднем 202, а полностью нетрудоспособным – 355 евро в месяц.
Многие люди, которых Департамент социального страхования еще в прошлом году признал частично или полностью нетрудоспособными, по каким-то причинам экспертной комиссией Кассы страхования от безработицы были возвращены в строй работоспособных. Один из них является сыном члена правления Эстонского союза эпилепсии и руководителя Вильяндимааского общества Меэли Эйсманн, и до конца прошлого года он считался нетрудоспособным на 50 процентов.
Эпилепсия накладывает на 25-летнего молодого человека большие ограничения в работе. Например, он не может работать со многими машинами и приборами, а также на высоте. Несмотря на это, экспертная комиссия Кассы страхования от безработицы признала его полностью работоспособным и не изменила своего решения и после подачи протеста.
«Так расписали по шкале, - отметила Эйсманн, которая работает бухгалтером в концерне Eesti Meedia. – В новом году сын подаст новое ходатайство и если его опять признают трудоспособным на 100 процентов, обратимся в суд».
По мнению руководителя Вильяндиского отделения Кассы страхования от безработицы Мерит Лаан, речь идет об очень умном и трудоспособном молодом человеке, чья болезнь, конечно, не позволяет работать на высоте, но который может совершенно спокойно работать с полной нагрузкой в офисе. «Если выполнять схему лечения, у него нет абсолютно никаких ограничений для участия на рынке труда, особенно если он получит высшее образование», - заверила Лаан.
По словам Меэли Эйсманн, в Кассе страхования от безработицы указывали на недостаточность данных о здоровье, но в дигитальную медкарту ее сына врачи вносили все нужные данные и его состояние здоровья там описано скорее как плохое, чем хорошее.
Они описала ситуацию второй половины прошлого года, когда болезнь вышла из-под контроля, и пришлось изменить схему лечения, но когда выяснилось, что новые лекарства облегчения не принесли, все же было решено вернуться к прежней схеме: «К счастью, последние приступы болезни были зафиксированы в скорой помощи».
Если пойти в суд, то данные о здоровье при оценке трудоспособности, останутся теми же, заверила руководитель по ведению производства Тийна Мутс: и в Кассе страхования от безработицы, и в суде их рассматривают одинаково. «Из решения видно, что у него случаются приступы эпилепсии и есть ограничения в физической работе, но трудоспособность это не ограничивает». Обоснованием для признания трудоспособности, по ее словам, является то, что здоровье ухудшилось именно из-за изменения схемы лечения и тогда продолжили поиск правильного лекарства. По оценке Кассы страхования от безработицы, тогдашнее плохое состояние здоровья молодого человека было временным.
Споры ухудшают здоровье
Член правления Вильяндиского общества диабетиков, уже 40 лет страдающая сахарным диабетом Сильвия Миллер, сказала, что если диабетик делает в день четыре укола и проверяет уровень сахара четыре-семь раз в день, то работа на многих должностях для него исключена.
По словам Миллер, признанные здоровыми диабетики должны подавать протест и снова идти на осмотр, но это часто вызывает у них негодование и депрессию, что в свою очередь повышает уровень содержания сахара в крови: «А молодой человек еще и стыдится того, что является диабетиком».
Руководитель Эстонского союза диабетиков Улви Таммер-Яэтес признала, что люди эмоциональны, и многим хотелось бы получить пожизненный диагноз, а то, что государство пытается этому препятствовать, их тревожит. «Система, конечно, хромает. Вывернувшись наизнанку, в целом они все же получают частичную трудоспособность», - отметила она.
В Союз диабетиков, по словам Таммер-Яэтес, присылают сотни писем с жалобами, в ответ на которые советуют составить протест. Для этого в Палате людей с ограниченными возможностями даже есть юрист. Таммер-Яэтес подчеркнула, что при оценивании трудоспособности многое зависит от того, насколько детально врач составил историю болезни.
По словам руководителя отдела оценивания трудоспособности Кассы страхования от безработицы Сирлис Сымер-Кулль, удовлетворяется треть всех жалоб. Если врач точно описал данные о здоровье и ухудшении состояния, то вероятность того, что протест будет удовлетворен, больше.
Сымер-Кулль отметила, что тема диабетиков была поднята весной на встрече Союза диабетиков и эндокринологов, и Касса страхования от безработицы в курсе проблемы с оцениванием работоспособности диабетиков. Она объяснила, что прежде нетрудоспособного больного теперь объявили частично работоспособным благодаря тому, что по новому порядку в качестве обстоятельства помогающего трудоспособности учитывается и использование лекарств или вспомогательным средств.
Руководитель Кассы страхования от безработицы: правила не очень жесткие
По оценке руководителя Вильяндимааского отделения Кассы страхования от безработицы Мерит Лаан, правила назначения дотации по трудоспособности не очень жесткие. Она сказала, что Касса страхования от безработицы должна выяснить мотивацию нетрудоспособного человека и то, что он в состоянии делать. Лаан отметила, что имевшие от Департамента социального страхования 10-30-процентную нетрудоспособность люди, на данный момент уже в состоянии вносить стопроцентный вклад в общество.
«Тема весьма болезненная, но нужно найти золотую середину, чтобы люди находили работу. В вынужденной ситуации на рынке труда ничего поделать нельзя: и пенсионеры, и люди с частичной трудоспособностью должны работать», - сказала Лаан. По ее словам, причину возникшей проблемы она назвать не может, но с ее точки зрения лекарства часто настолько хороши, что человек может снова вернуться на рынок труда.