Случайное замечание коллеги спасло жизнь молодой женщине

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В шее Лийзи больше нет щитовидной железы, но о том, что она была, теперь напоминает лишь шрам.
В шее Лийзи больше нет щитовидной железы, но о том, что она была, теперь напоминает лишь шрам. Фото: Eero Vabamaegi/EESTI MEEDIA/SCANPIX BALTICS

Неприятная новость об опухоли в щитовидной железе сначала вызвала у Лийзи шок, но энергичная и общительная женщина не позволила себе опустить руки и изменить отношение к жизни. 

История 28-летней Лийзи (имя измененоред.) началась весной 2016 года с брошенных мимоходом коллегой слов, что ее шея выглядит как-то странно. Раньше Лийзи ничего подобного не замечала, но, рассмотрев шею повнимательнее в зеркале, она заметила, что и вправду с одной стороны шея кажется толще. После сделанного УЗИ выяснилось, что в щитовидной железе образовался узел. После этого женщине сделали биопсию, чтобы врачи смогли изучить образование поточнее.

Поскольку Лийзи работает в области здравоохранения, опытные коллеги могли ее утешить тем, что лишь малая часть узелков в щитовидной железе являются злокачественными. Переживаний по поводу здоровья в те времена она уже не помнит или просто не может вспомнить что-то конкретное. После обследований все же выяснилось, что речь идет о злокачественной опухоли в щитовидной железе.

«Слов врача я не помню, в тот момент я только плакала. Мне провели компьютерные исследования легких и шеи – метастазы никуда не распространились. Тогда я стала ждать, когда назначат день операции», - описывает она.

Когда первый шок прошел, Лийзи приняла решение сохранять присутствие духа и не заниматься поисками информации о своей болезни. «Я слушала подруг, но сама копаться не хотела, поскольку знаю, как много распространяется неточной информации и негативного опыта. Зачем это читать, если я знаю, что у меня все будет хорошо?» - рассказала Лийзи.

Они не делала тайны из своего состояния, поэтому в курсе были как семья и друзья, так и часть коллег. Удивительным оказалось то, что, когда информация начала распространяться, до Лийзи начали доходить аналогичные истории - у кого помягче, у кого пожестче, но оказалось, что у многих людей в кругу знакомых находились те, кто это пережил: «Я просто об этом говорила, а другие не говорили».

Самым тяжелым, по словам Лийзи, было сказать о болезни матери, с которой у нее очень близкие отношение. Мысли скрыть информацию, не было, поскольку они общаются каждый день.

Тяжело было говорить об опухоли с будущим работодателем, с которым у Лийзи уже была договоренность: «Там была очень приятная женщина. Она сказала, что слышала о произошедшем, и они все равно очень ждут меня, я уже в списке работников, и мне вообще не нужно переживать».

Первичное обнаружение раковой опухоли у молодых людей.
Первичное обнаружение раковой опухоли у молодых людей. Фото: Graafika Silver Alt

Лечение будет продолжаться всю жизнь

Дату операции назначили через три недели после постановки диагноза: «Мне не было страшно. Лишь в первый день, когда я только обо всем узнала, было тяжело и я много плакала. Где-то через две недели, когда я еще ждала назначения времени операции, был вечер, в который я поддалась эмоциям: мне стало себя очень жалко. Это был один плохой день, когда я вышла из себя - и все».

Операция прошла хорошо, а днем позже Лийзи уехала домой, где провела чудесный солнечный летний отпуск.

Поскольку Лийзи удалили всю щитовидную железу, которая связана с работой многих важных для организма гормонов, это повлекло за собой многочисленные лечебные процедуры и после операции. Сначала она должна была пройти радиойодтерапию, которая заключалась в глотании радиоактивных капсул и трехдневном нахождении в отдельной больничной палате.

«Еду мне приносили так, что передавали ее в окошко, и когда человек уходил, я могла подойти и забрать свой поднос. Я помню, как позвонила подруга и сказала, чтобы я подошла к окну. Я села на подоконник и мы разговаривали. Это было очень большое дело, что кто-то приходил помахать мне под окном», - вспоминает она.

После радиойодтерапии дома Лийзи должна была соблюдать меры предосторожности: например, использовать отдельную посуду и сидеть на отдалении от других, поскольку излучение могло повлиять на щитовидную железу здорового человека. Таким образом нужно было поступать одну-две недели, пока лекарство не выведется из организма. Позже началась замещающая терапия щитовидной железы, которая представляет из себя ежедневное принятие таблеток:  и так до конца жизни. На проверку Лийзи должна приходить раз в год, и пока все было в порядке.

«После начала заместительного лечения, прошло несколько недель, пока оно достигло в крови уверенной нормы. Тогда возникли неприятные симптомы – усталость, запоры, сердцебиение. Во время чистки зубов пульс достигал 120 ударов. Когда лекарство начало действовать, все пришло в норму и этих вещей больше не повторялось», - объяснила она.

Советует делиться переживаниями

Значительных корректив в стиль жизни Лийзи не внесла. Об операции напоминает шрам на шее, но иногда она забывает и о нем. Она в шутку говорит, что сил, конечно, стало меньше и это связано с удалением щитовидной железы, но она же стала старше, а потому стала ценить более спокойный стиль жизни.

Поскольку за год до обнаружения опухоли Лийзи вернулась в Эстонию из-за границы, это здорово просеяло круг друзей. Остались те, кто был с ней рядом и тогда.

Но задним числом выяснилось, что семья беспокоилась за нее больше, чем она себе это представляла: «Мы говорили с мамой и удивлялись, насколько спокойной и сильной я была, не зная того, что чувствовала и думала она, беспокоясь обо мне». Она считает, что поскольку сама была настроена оптимистически, то и другие близкие старались не показывать своих переживаний.

Лийзи не дает наставлений - мол, свое здоровье нужно больше проверять или искать несуществующие симптом. Это будет уже излишним переживанием. «Мы никогда не можем проверить все, что может идти не так. Нет смысла зацикливаться на том, что однажды ты устал, а значит, у тебя не все в порядке», - говорит она. Но если произошло что-то плохое, она не советует это замалчивать.

«Конечно, есть люди, которые предпочитают сами справляться со своими проблемами. Но те, кто чувствуют, что им станет легче, если они поделятся, знайте: вокруг нас всегда есть люди, которые помогут, выслушают и будут поддержкой в сложные времена. Я знала, что я не хочу быть одна, и считаю, что благодаря этому мне было проще оставаться спокойной и жизнерадостной», - добавила она. 

Доцент Тартуского университета, клиники Гематологии и онкологии и старший врач-преподаватель онкологической клиники Клиники Тартуского университета Яна Яал: рак – это не болезнь пожилых людей

Раковые опухоли у молодых и пожилых очень различаются, например, в плане чаще всего встречающихся мест расположения опухоли. Если у молодых мужчин чаще всего встречается рак яичек, рак печени, рак кожи (в том числе, меланома), а также злокачественные опухоли мозга, то у пожилых чаще диагностируется рак предстательной железы и легких, а также рак толстой и ободочной кишок. В любом возрасте у женщин чаще всего встречается рак груди, в то же самое время у молодых чаще всего диагностируют раз шейки матки и яичников, а также меланома.

Различие есть и в особенностях лечения. У молодых, заболевших раком, есть проблемы, которые обусловлены побочными действиями от лечения, а также с сохранением фертильности. Последнее является очень важным, если после раннего обнаружения и эффективного лечения молодая женщина поправилась и хочет создать или увеличить семью. 

Онколог Яна Яал.
Онколог Яна Яал. Фото: TÜ Kliinikum

В целом можно сказать, что в мире тема онкологии среди молодых является проблемной, а знания небольшими. Поэтому чаще всего болезнь обнаруживают на поздних стадиях, когда излечение уже невозможно. В обществе должно прижиться понимание, что хотя рак считается болезнью пожилых – людей старше 65 лет, - злокачественные опухоли могут появиться в любом возрасте.

Среди как молодых, так и пожилых онкологических пациентов есть те, кто относится к болезни позитивно, и есть те, кто не хочет ничего знать ни о болезни, ни о лечении. Но в глаза бросается то, что молодежь более осведомлена, поскольку они могут находить информацию на разных языках. Вне зависимости от возраста больного, онкологи делают все, чтобы пациент был осведомлен и мотивирован к лечению.

Почти треть всех смертей от рака связаны с пятью факторами риска: большой индекс массы тела, овощная-фруктовая диета, малая физическая активность, курение и алкоголь. В то же время, часто происходит так, что у молодежи этих факторов нет, а наши знания об этиологии и биологии заболеваемости молодых еще весьма ограничены.

Учитывая чаще всего встречающиеся места расположения рака, можно все же привести некоторые исключающие факторы риска. Конечно, нужно обратить внимание на располагающие к меланоме кожи факторы (солярий, поездки в страны с интенсивным солнечным излучением, солнечные ожоги).

Беспокойство вызывают и новые исследование, в которых доказана связь нового поколения противозачаточных средств с большим риском возникновения рака груди. Конечно, стоит это учесть, и внимательные следить за собой. Также не стоит забывать о вирусе папилломы, который связывают с раком шейки матки, опухолями в районе головы и шеи, а также раком влагалища и пениса. Будем надеяться, что ситуацию сможет смягчить применяемое с нынешнего года в Эстонии вакцинирование против вируса папилломы.

Важно вести здоровый образ жизни, употреблять алкоголь умеренно, не курить, избегать излишнего солнечного излучения и соляриев. Важно исключить заражение инфекцией папилломы, ограничив число сексуальных партнеров, а также используя презервативы, и по возможности позволить себя вакцинировать. Конечно, нужно быть внимательными и в отношении своего тела. Если возникают беспокоящие симптомы, нужно обратиться к врачу.

Комментарии
Copy
Наверх