Ревматизм приносит страдания и молодым

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На инфодне, организованном Молодежным ревматологическим союзом Эстонии, шведка Анна Агеберг демонстрирует свои необычные кольца, которые поддерживают пораженные болезнью суставы пальцев и тем самым облегчают страдания больного.
На инфодне, организованном Молодежным ревматологическим союзом Эстонии, шведка Анна Агеберг демонстрирует свои необычные кольца, которые поддерживают пораженные болезнью суставы пальцев и тем самым облегчают страдания больного. Фото: Прийт Симсон

Ревматические заболевания нередко ошибочно связывают с пожилым возрастом, однако среди детей и молодых людей немало страдающих именно ревматизмом, который серьезно осложняет их повседневную жизнь.

По словам председателя правления Молодежного ревматологического союза Эстонии Ингрид Пылдемаа, молодые люди получают ревматические заболевания нередко совершенно неожиданно.

Многие больные по своему опыту знают, каково это — один день заниматься спортом как совершенно здоровый человек, а на следующий день не иметь сил подняться с постели.

«У многих болезнь сопровождается упадком сил и усталостью. Часто подняться утром с постели стоит человеку немалых трудов, иногда пробуждение может занимать несколько часов. При остром воспалении боль бывает такая, что шевельнуть пальцем невозможно.

При воспалительных заболеваниях зачастую ночью бывает не уснуть», — рассказывает Пылдемаа.

По внешности не скажешь
Молодежь чаще всего страдает острыми воспалительными заболеваниями суставов — артритом и спондилитом, а также заболеваниями соединительных тканей типа волчанки.

Такие молодые люди внешне ничем не отличаются от своих здоровых сверст­ников, поэтому многих удивляет, почему они не в состоянии, например, лежа дома в кровати делать домашнее задание. По словам Пылдемаа, у них может просто не быть сил.

«Как говорят многие наши ребята, моя внешняя оболочка красивая и крепкая, а внутри я весь червивый и гнилой. У многих заболевания суставов внешне никак не проявляются, но усталость и боли есть», — объясняет руководитель Молодежного ревматологического союза, которая и сама страдает волчанкой и артритом.

Пылдемаа говорит, что иногда, когда едешь в автобусе и донимает боль, проще сказать, что ты беременна. Пожилые дамы все поймут, и можно спокойно сидеть, не уступая места. Если же скажешь, что ты очень устала — на тебя могут посмотреть с недоверием.

По словам Пылдемаа, больной человек порой не знает, что принесет ему следующий день. Бывают периоды ремиссии, когда болезнь находится в спокойной фазе и самочувствие долгое время остается неплохим, но в результате перегрузки или по какой-то иной причине болезнь может вновь обостриться и тог­да бывает тяжело и физически, и эмоционально.

«Одеваешься, а рука не поднимается и невозможно надеть рубашку, или так сильно болят пальцы, что не застегнуть пуговицу. Спину бывает порой не помыть, шнурки не завязать. Я, например, даже не могла натянуть на себя одеяло, поскольку мне было просто больно. Долгое время я спала сидя», — описывает Пылдемаа повседневную жизнь человека, страдающего ревматическим заболеванием.

Естественно, что страдающим такими заболеваниями молодым людям приходится очень непросто и в эмоциональном плане. «Особенно в Эстонии, где пациенты и слушать ничего не желают о психологической помощи. Зачастую они не в силах принять собственную болезнь. И нужны годы, чтобы понять, что на самом деле ты уже никогда не поправишься», — говорит Пылдемаа.

Пылдемаа считает, что человек должен сам справляться со своей болезнью — тогда и чувствовать себя будешь лучше, и жизнь постепенно наладится. А чтобы окружающие лучше поняли, в чем дело, следует проявить смелость и самому рассказать о своей болезни и проблемах в школе, на работе и друзьям.

Сложно диагностировать
По словам ревматолога Детской клиники Тартуского университета Криса Пруунсильда, самой распространенной ревматической болезнью детского возраста является ювенильный идиопатический артрит, иными словами хроническое воспаление суставов в детском возрасте.
За последние пять лет в Эстонии диагностируется ежегодно по 197 новых случаев такого заболевания.

«Болезнь может начаться в любом возрасте. Нашему самому маленькому пациенту было восемь месяцев, но в первые месяцы жизни развитие таких заболеваний явление крайне редкое. Во многих случаях болезнь начинается внезапно — в какой-то момент в ноге появляется боль, сустав распухает, и ребенок не может опереться на ногу», — поясняет доктор Пруунсильд.

По словам доктора, диагностировать ювенильный идиопатический артрит довольно сложно: «По сравнению со взрослым ревматоидным артритом мы не располагаем лабораторными анализами, на которые можно было бы опереться.

Например, многих родителей вводит в заблуждение то, что при анализе крови индикаторы воспаления могут быть в полном порядке, но в суставе все равно хроническое воспаление. А ревматоидный фактор, который у взрослых часто оказывается положительным, в основном остается негативным».

Лечение артрита
Если артрит мучает сустав как минимум шесть недель, и для этого вроде бы нет никаких причин, то, по словам ревматолога, возникает серьезное подозрение, что это ювенильный идиопатический артрит.

По словам Пруунсильда, эта болезнь проявляется очень индивидуально.
«Острый артрит у маленького ребенка диагнос­тировать нетрудно. Обычно больно встать на ногу, сустав распухает, движение причиняет боль.

Характерно, что по утрам сустав бывает очень твердым. Родители говорят, что дети становятся похожи на маленьких старичков — такие же малоподвижные и неуклюжие. Но у детей постарше болезнь может начаться и незаметно», — описывает Пруунсильд начальную стадию заболевания.

После постановки диагноза ребенку проводят базовый курс лечения хронического воспаления суставов: «Используются препараты, регулирующие, стимулирующие и подавляющие иммунную систему. В детском возрасте лечение должно быть очень эффективным, чтобы в дальнейшем обеспечить человеку возможность вести более качественную жизнь».

Если от препаратов первичного базового лечения толку нет или же ребенок их не переносит, а болезнь продолжает прогрессировать, начинают применять биологическое лечение.

«Биологическое лечение является еще более агрессивным и сильнодействующим, но мы ведь до сих пор точно не знаем долговременного действия таких лекарств», — предупреждает доктор Пруунсильд.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх