Центр хирургии позвоночника столичной больницы расширяет свои возможности

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Тийт Хярма.
Тийт Хярма. Фото: ITK

С апреля 2018 года в Восточно-Таллиннской центральной больнице на должность ортопеда и консультирующего врача пришел Тийт Хярма, совместно с которым Центр хирургии позвоночника начал также проводить прием для детей и подростков.

«Наш центр был успешным в своей работе, а с появлением доктора Хярма у центра открылось второе дыхание, поскольку раньше мы были сфокусированы на другой целевой группе, - говорит руководитель Центра Таави Тоомела. - Теперь мы расширили свои возможности и начали работать в другом темпе».

По словам Тоомела, система настолько успешно пришла в действие, что за пару летних месяцев Восточно-Таллиннская центральная больница смогла оказать помощь уже 30 детям и подросткам, у которых наблюдались различные тяжелые заболевания позвоночника. «Мы смогли быстро адаптироваться, часто присутствующий в иных ситуациях момент ожидания нас миновал. Всем пациентам была оказана помощь, независимо от того, где их ранее оперировали. Наш центр ждет пациентов – как тех, кому необходима первая помощь, так и тех, кто нуждается в послеоперационном лечении», - подчеркнул Тоомела.

Раньше Центр хирургии позвоночника  не успевал проводить систематический прием детей и подростков с проблемами позвоночника. Их количество в Эстонии невелико: в год проводится около 50 операций – как первых, так и повторных. И при распределении их между клиниками операций было недостаточно для того, чтобы у врачей накопился требуемый опыт.

Требует максимальной отдачи

Случаев сколиоза первой степени, который можно оперировать, в Эстонии около 20, максимум 30 в год. «Также встречаются случаи внешних переломов позвонков, врожденных заболеваний, различных патологий – все вместе и дает в среднем 50 первичных операций», - говорит Тоомела.

«Делать большие инвестиции при 50 случаях в год очень сложно, современная хирургия позвоночника развивается быстрыми темпами, - продолжает он. - Но если сконцентрировать внимание и проводить операции в одном месте, появятся предпосылки к развитию данного направления. Команда специалистов занимается всеми пациентам, и если будет достаточное количество случаев заболеваний, станет возможным инвестировать и предлагать современные решения».

Доктор Тийт Хярма признает, что ранее в Эстонии считалось, что детские хирурги всё знают и умеют, а вот взрослым нужны врачи-специалисты. Однако это время уже позади: «Современные методы лечения и технологии стали настолько сложными, что на сегодняшний день мы помогаем и таким детям, лечение которых какое-то время назад даже не обсуждалось. Врач не может заниматься лечением сотни заболеваний, эта работа требует максимальной отдачи».

«В Восточно-Таллиннской центральной больнице меня поразило отношение медсестер и работников по уходу за больными. У нас здесь есть дети, которые не могут ни говорить, ни общаться, но отношение к ним медсестер мне очень нравится», - похвалил персонал больницы Хярма.

Есть и техника, и команда специалистов

Доктор Хярма имеет бесценный опыт. «Он сорок лет посвятил ежедневному решению проблем с позвоночником у детей и подростков, и с его появлением наш центр получил неоценимую, крепкую опору, - говорит д-р Тоомела. - В нашем центре часто практикуются врачи разных поколений, а в рамках одного направления лучше ситуации и не представить».

«Считать, что 30 лет назад наши врачи были глупы – в корне неверно, нам есть чему  у них поучиться, исходя из их ежедневного опыта. Новые решения и рождаются, основываясь на прежнем опыте. Мы читаем книги, учимся и слушаем лекции, но опыт доктора Хярма для нас очень ценен», - добавил он.

Тоомела отметил, что здесь очень важна командная работа, что подтверждает и доктор Расмус Алликвеэ: «Шоу одного актера – не имеет перспективы быть устойчивым, мы же предполагаем командную работу, и здесь она есть».

Но должна быть и соответствующая аппаратура. «Вся аппаратура доступна круглосуточно и без выходных, мы не станем отправлять пациента на поиски подходящей аппаратуры в другое место. Мы всегда готовы принять, - говорит Алликвэе. - У нас имеется дежурный врач, для сложных случаев - два других врача, и это преимущество нашей команды. А безопасность при проведении операций обеспечивают специалисты по нейромониторингу».

При таком сосредоточении опыта и оборудования в одном месте, можно будет вырастить следующее поколение специалистов, которые продолжат эту работу.

«Спинальный хирург - это тот, кто занимается детьми, подростками и взрослыми, а помогают ему в этом врачи, работающие с определенной возрастной группой – педиатры, терапевты или гериатры. Это обычная практика, это медицина XXI века», - объяснил Тоомела.

Очень сложно найти новых специалистов

Найти нового специалиста - по-прежнему очень сложная задача, требующая времени. «Мы провели опрос среди ортопедов и нейрохирургов, окончивших Тартуский университет и получили ответы от 67%, свыше 80% которых считают, что их знаний недостаточно для того, чтобы справляться с повседневными задачами спинальных хирургов», - рассказывает Тоомела.

По его словам, результаты исследования совпадают и с мировой практикой – все знания и умения в сфере хирургии позвоночника получают, проходя последующие резидентуры или во время работы в каком-либо центре. На это обычно уходит еще пять лет. «По этой причине и сложно найти специалистов, так как окончившие университет врачи нуждаются еще и в последующем обучении».

По словам заведующего центром хирургии позвоночника Тоомела, впереди их ждет систематизация и анализ проблем с позвоночником у детей и подростков: «Это та же работа, которую мы проводили в течение последних нескольких лет, например, в сотрудничестве с онкологическим отделением – мы систематизировали, анализировали и подводили итоги, работая с метастазами и первичными опухолями в позвоночнике. Теперь то же предстоит и с проблемами позвоночника у детей».

«Мы строим центр, который будет устойчив с течением времени, независимо от того, под каким названием будет работать эта больница. Мы инвестировали большое количество средств в хирургию позвоночника детей и подростков, мы надеемся, что это направление не покинет наш центр. Мы создаем систему, готовы учиться и учить, а также развивать это направление», - подчеркивает он.

По итогам прошедшего года в Восточно-Таллиннской центральной больнице провели свыше 400 операций.

Наверх