Крупнейший за всю историю Эстонии 46-миллионный госзаказ на оказание медицинских услуг с треском провалился: со следующей недели пациенты должны были идти к новым врачам, но заказ застрял в протестах и обвинениях, рассказала расследовательская программа канала ЭТВ «Очевидец», пишет Postimees.
Разоблачение «Очевидца»: с понедельника многие пациенты окажутся в западне, не зная, к какому врачу обращаться (1)
В среду ряд частных врачей-специалистов и клиник отправили в Больничную кассу, премьер-министру и в Департамент здоровья обращение, в котором утверждается, что недавно завершившийся крупный госзаказ на оказание медицинских услуг завершился фиаско. Они считают, что хотя формально, по документам, все правильно, на деле огромный кусок от этого пирога откусили полочные фирмы.
Но хуже всего то, как выяснил «Очевидец», что со следующего понедельника многие пациенты скорее всего просто не будут знать, к какому врачу обращаться.
Клиника Medita и ее руководитель Кристо Аусмеэс устроили бурю во всей частной медицине Эстонии. Эту клинику бесспорно можно считать самым крупным победителем конкурсов на медицинские госзаказы. Уже с понедельника она должна была бы открыть несколько новых врачебных специализаций в Тарту и в Таллинне, но конкуренты уверяют, что у этой клиники вообще нет возможности оказывать медицинские услуги.
На вопрос, что будет 1 октября, когда Medita должна начать свою работу в Харьюмаа, Аусмеэс отвечает, что ничего не будет: «Нет договоров».
Эмоции зашкаливают, поскольку в начале сентября были названы победители крупнейшего медицинского госзаказа по всей Эстонии. На конкурс по госзаказу, в рамках которого были распределены услуги врачей-специалистов от Валга до Выру и от Тапа до Таллинна, поступили рекордные 337 предложений от 132 кандидатов. Но столь же рекордным оказалось и количество протестов – 29.
Именно поэтому в запланированный день – 1 октября – договоры не вступили в силу. Наличие проблемы признает и организовавшая конкурс Больничная касса. Поскольку прежние договоры один раз уже продлевали, Больничная касса оказалась в состоянии цейтнота, а срок начала запланированной работы – 1 октября – под угрозой срыва.
Как известно, государство через Больничную кассу заказывает лечение определенного количества случаев того или иного заболевания. Подавляющее их число попадает в крупные больницы вроде Северо-Эстонской региональной больницы и Клиники Тартуского университета, но семь процентов заказывают в частном секторе, который может принимать и платных пациентов.
В мае этого года Больничная касса объявила конкурс на госзаказ для частных клиник по 17 врачебным специальностям по всей Эстонии, в рамках которого искали почти сто договорных партнеров, начиная с гинекологии и заканчивая лечением глаз. Даже семь процентов от общего объема означает перераспределение всего рынка частной медицины.
Кроме того, что действовать нужно было очень быстро, давление на частных врачей оказывало и желание Больничной кассы, чтобы пациентов лечили на 15 процентов дешевле, чем это делают крупные больницы. Это отдельная тема, почему частная клиника должна лечить дешевле, чем крупные больницы, но истина в том, что в госзаказе был указан коэффициент 0,85 от государственной цены. То есть, если лечение глазного врача в крупной больнице стоит 60 евро, то предполагалось, что частный врач должен делать то же самое за 51 евро.
«Если у нас говорят о коэффициенте, значит, у нас говорят о медицине очень плохого качества», - отметил руководитель Клиники восстановительной хирургии Тийт Мерен.
Руководитель клиники Silmalaser Кай Ноор считает, что в случае таких цен пациенту просто не могут предложить необходимое ему лечение, используют более дешевый рабочий инструмент и так далее.
Член правления Medicum Яанус Вооль подчеркнул, что такая политика Больничной кассы вынуждает мухлевать со счетами Больничной кассы: «На одного человека при лечение одного заболевания выставляются два или три счета за лечение».
Представители Больничной кассы говорят, что их цель – заставить работать систему как можно более эффективно. Из-за различных протестов результат большей части госзаказа огласили 7 сентября, то есть за три недели до того, как новые партнеры должны были начать работу, а прежние - завершить. Это решение произвело эффект разорвавшейся бомбы, поскольку многие признанные клиники и врачи остались без договора с Больничной кассой. Например, Михкель Мардна и Ortopeedia Arstid были договорным партнером Больничной кассы 14 лет и делали сложные операции, в том числе, спортсменам высшего уровня. Но теперь они потеряли почти половину работы, то есть финансово вместо 1,6 миллиона получат меньше 800 000 евро.
Мардна отметил, что это, конечно, означает, что придется сократить часть работников. И Кай Ноор признала, что в Silmalaser придется сократить до 13 работников. Имевший 19 лет договор с Больничной кассой Silmalaser вообще остался ни с чем, хотя в клинике делают операции, которые больше не делают нигде в Эстонии.
Яанус Вооль сказал, что в сложившейся ситуации это плохие или очень плохие новости для имеющих медицинскую страховку жителей Ласнамяэ: «В случае действующих сегодня решений образно можно сказать, что люди, принимающие решение от лица государства, сделали 150 000 жителей Ласнамяэ слепыми и глухими».
Если Больничная касса объясняет происходящее наведением порядка на рынке, то, по словам врачей, таким образом, получили вывернутый наизнанку результат. Они говорят, что речь идет о ситуации, корректно оформленной на бумаге. Это напоминает пресловутую строительную фирму, которая годами выигрывала конкурсы на госзаказ по заниженным предложениям, но каждый раз дело заканчивалось какой-то ерундой, которая обходилась значительно дороже.
«Приходит кто-то, который говорит Больничной кассе, что предлагает услуги, а мы знаем, что нет ни больницы, ни места, ни аппаратуры, ни разрешений – ничего…» - огорчается Тийт Мерен.
Он отметил, что его фирма годами инвестировала в специалистов и аппаратуру, а теперь предложение сделала полочная фирма, и если она выиграет конкурс, то что будет с пациентами, которых сейчас обслуживают в необходимых условиях в соответствующих медицинских учреждениях?
И хотя в области лечении глаз две частные клиники в Таллинне сохранили свои договоры, то новичками на столичном рынке стали, например, нарвский фонд Albinea и Силламяэский центр здоровья. В последнем единственный глазной врач, работающий на полной ставке, сейчас принимает в Нарве, но уже со следующей недели его ждут и 200-300 пациентов в месяц в неизвестно каком месте в Таллинне. Кай Ноор отметила, что Silmalaser уже получила письмо, в котором врачам предлагают работу. Это означает, что клиника, которая должна начать работать 1 октября, не имеет ни врачей, ни аппаратуры.
Но больше всего внимания заслуживает тартуская клиника Medita, которая сделала предложение в Тарту и Таллинне по 37 специальностям, из которых сейчас решение принято по десяти. Конкуренты от этого в шоке. По словам Михкеля Мардна, речь идет о ситуации JOKK (юридически все корректно), при которой по документам все в порядке, но за этими документами нет никакого содержания: «Нет инфраструктуры, нет людей, которые могли бы предложить ту или иную медицинскую услугу согласно договору».
Руководитель Medita, мужской врач Кристо Аусмеэс говорит, что их клиника, конечно, маленькая, и госзаказы особо не осуществляла. Но в этот раз получили целых 37 заказов: «Ну, мы же хотим стать большими. У каждого есть своя цель в жизни».
И хотя в Таллинне работа Medita зарегистрирована в находящемся в Мустамяэ офисном здании, то в Тарту они работают с 2011 года и там у них есть действующий договор с Больничной кассой. Активистами новичка на рынке являются бывший дзюдоист и анестезиолог Лаури Кыргвеэ и Кристо Аусмеэс. И хотя сами они отрицают, что сделали заниженное предложение, именно на Medita было подано самое большое количество жалоб в комиссию по оспариванию результатов государственных тендеров и в Больничную кассу: начиная с отсутствия компетенции и неправильных разрешений, заканчивая отсутствием необходимых больничных помещений в Таллинне.
Но Аусмеэ считает, что в госзаказе Больничной кассы условия созданы скорее для старых игроков и конкуренты просто вставляют им палки в колеса. Конкретно он готов говорить на эти темы, когда споры завершатся, а договоры будут подписаны: «Пока же нам ясно сказали: тартусцы, оставайтесь в Тарту и не вмешивайтесь в таллиннские дела».
Во всей этой истории есть один интересный поворот. А именно, если Больничная касса считает, что все оспоренные решения вступят в силу по всей стране 1 октября, то, по словам председателя комиссии по оспариванию результатов государственных тендеров Тайво Кивистика, нельзя начинать работу ни по одному из новых договоров до тех пор, пока не решены все споры. Поэтому с понедельника ни один врач работать по новому договору не начнет.