Пандемия резко подняла цены на жаропонижающие (3)

Мерике Леэс
Copy
Причиной роста цен на жаропонижающие называют проблемы с поставками парацетамола.
Причиной роста цен на жаропонижающие называют проблемы с поставками парацетамола. Фото: Remo Tõnismäe

В стороне от масштабного повышения цен не остались и препараты, находящиеся в свободной продаже, которыми люди во время пандемии активно пользовались. Самый большой прыжок совершили цены на жаропонижающие лекарства, пишет Postimees.

За последние пять лет, по данным Департамента лекарств, цены на находящиеся в свободной продаже препараты увеличились в среднем на четверть, но самые известные лекарства с начала пандемии подорожали наполовину.

Департамент лекарств собирает данные о медикаментах от оптовых продавцов и на их основании высчитывает среднюю стоимость упаковки в оптовой продаже, а также сравнивает цены за разные периоды. Сравнивая первое полугодие 2016 года с тем же периодом 2021 года, рассмотрели лекарства, находящиеся в свободной продаже в общих аптеках.

Средний рост цен составил почти 25 процентов

Всего имелся 131 препарат, которым можно сбить температуру, насморк и/или смягчить кашель, и которые продавались во время обоих периодов.

Большая часть жаропонижающих одновременно являются болеутоляющими, но поскольку на основании статистики оптовой торговли нельзя оценить, при каких показаниях их действительно использовали, то анализировали все такие лекарства.

По словам руководителя отдела безопасности лекарств Департамента лекарств Оття Лайуса, из 131 препарата цена за семь снизилась, у семи осталась той же, а у 171 повысилась. «Среднее повышение цены составило 0,52 цента и 24,2 процента. В первом полугодии 2016 года упаковка препарата из свободной торговли по оптовым ценам стоила в среднем 3,18 евро, а в первом полугодии 2021 года – 3,70 евро», - сказал Лайус. По его словам, средний рост цен в рассмотренные периоды был достаточно ровным.

Жаропонижающие вполовину дороже

Лекарства, цены на которые процентуально за пять лет выросли больше, чем на 50 процентов, это препараты, действующими веществами которых являются парацетамол и ибупрофен.

«Цены на них росли не только во время кризиса, это наблюдалось за весь период, хотя во втором квартале 2020 года пик был более высоким, чем ранее, - сказал Лайус. – Во время первой волны пандемии возникли и определенные проблемы с поставкой парацетамола, с чем тоже может быть связан рост цены».

Paramax Rapid, Paramax Junior, Paracetamol Sopharma, Paracetamol-Grindex и Ibuprofen-Grindex за пять лет подорожали больше, чем на 50 процентов. Однако нет ни одного лекарства от насморка и кашля, цена на которые повысилась бы так же сильно. Цена на Ibumax повысилась раньше других – наполовину еще в начале 2019 года, то есть в рассматриваемый период препарат подорожал сильнее всех остальных. «Таким образом, они уже достигли желаемого ценового уровня, может быть, их складские запасы в оптовой торговле были высоки, а дополнительные – по заведомо более высокой цене – поставки в 2020 году уже были не нужны. Может быть, действительно была договоренность между производителями и оптовыми продавцами, чтобы сохранить цену на имеющемся уровне».

Повышение цены вызвало дефицит

Оптовый продавец лекарств фирма Magnum признал, что в начале 2020 года действительно произошло повышение цен на поставляемые в Эстонию жаропонижающие и схожие препараты, находящиеся в свободной торговле. «Цены подняли производители лекарств, и мы можем предположить, что это было обусловлено охватившей мир пандемией, а потому возросшим спросом на мировом рынке», - сказал руководитель по стратегической коммуникации фирмы Magnum Мартин Аадамсоо.

По его словам, у эстонских оптовых продавцов препаратов свободной продажи имеются отрегулированные государством предельные цены, и они не могут вводить такие резкие скачки цен. Повышение могут инициировать только производители и зарубежные цепочки поставок.

По словам исполнительного директора фирмы Tamro Eesti Танеля Куурманна, на этом предприятии в своих цифрах 40-процентного роста цен не видят: «В результате анализа двух снижающих температуру действующих веществ можем говорить о 10-процентном повышении цен».

В первом квартале 2020 года из-за прихода коронавируса объем оптовых продаж значительно увеличился. У производителей временно возникли нарушения с получением некоторых действующих веществ лекарств – парацетамола. Поэтому временно была нарушена и доступность препаратов, содержащих это вещество, при этом измелилась обычная доля между разными производителями препаратов и размерами упаковок, объяснил Куусманн.

Лекарства от насморка и кашля подорожали меньше

Такого же роста продаж и дефицита не возникло у лекарств от насморка и кашля. «В начале первой волны пандемии был быстрый рост продаж, который продолжался несколько дней, - рассказал Куусманн. – Во время чрезвычайного положения и после него мы видели скорее спад спроса на лекарства от насморка и кашля. С августа этого года продажи лекарств от простудных заболеваний снова начали расти. Это связано с более широким распространением вирусных заболеваний этой осенью».

Но лекарства от кашля все же подорожали за эти пять лет. В тройке лидеров по росту цен оказались таблетки и сироп Bromhexin, которые подорожали соответственно на 45 и 37 процентов. Более осторожный рост был у таблеток Flavamed, цены на которые поднялись на 29 процентов.

Цена на лекарства от насморка поднялась еще скромнее, до 20 процентов. Спреи для носа Septanazal и Otrivin подорожали сильнее всего.

Анализ касался оптовых цен, розничные цены находятся в сфере ответственности владельцев аптек. Провизор аптеки Benu Jõe Хели Гроссберг признала, что препараты Grindex – ибупрофен и парацетамол – действительно подорожали: «Они на самом деле подорожали, но привыкаешь да и не фиксируешь: кто помнит эти цены?»

Осень в этом году выдалась теплая и главный сезон продаж, по словам Гроссберг, только начинается. Если станет холоднее, то ситуация, конечно, изменится, прогнозирует она. Несмотря на это, и сейчас очень активно скупают препараты от кашля, насморка и жаропонижающие. Люди ищут скидки и покупают то, что дешевле. По словам Гроссберг, у содержащих аптеки большого пространства для маневра нет, и единственное, что они добавляют – девятипроцентный налог с оборота.

Комментарии (3)
Copy
Наверх