Первые симптомы аппендицита у детей не всегда заметны сразу

Пирет Лаксон
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Более четырех лет назад поздней осенью 2009 года у молодых родителей из Раквере защемило сердце — их сынишка стал вялым и усталым, хотя особенно ни на что не жаловался.

У пятилетнего Йонаса появились тошнота и расстройство желудка, в течение нескольких дней он жаловался на боль в животе, но температуры не было. Мама Лийза постоянно спрашивала сына, не болит ли у него что-нибудь и не стало ли ему лучше. В это время как раз начался сезон гриппа, и все симптомы указывали на желудочный вирус, которым мальчик и раньше неоднократно болел.

Четыре дня спустя, в воскресенье вечером, во время чтения сказки Лийза стала с беспокойством вглядываться в ребенка. «Йонас был очень вялым. Я спросила, понимает ли он, что я читаю ему сказку», — вспоминает Лийза, предположившая тогда, что вялость ребенка обусловлена недостатком жидкости в организме.

Лийза измерила мальчику  температуру, и оказалось, что она очень  высокая. Лийза тут же вызвала скорую помощь. Врач скорой осмотрел ребенка и тоже предположил, что вялость может быть обусловлена обезвоживанием организма, но что именно происходит с мальчиком, он тоже не понял.

Перед уходом врач решил все-таки прощупать живот мальчика. «При нажатии на живот в глазах ребенка появился ужас, и стало понятно, как же больно ему было на самом деле. Но он не кричал», — рассказывает мама. Йонас был тихим и спокойным мальчиком, он жил своей собственной жизнью и никогда не жаловался.

Врач скорой отвез мальчика в Ракверескую больницу, где выяснилось, что у него сильное воспаление. Поскольку детского врача на тот момент в больнице не было, Йонаса ночью перевезли в Таллиннскую детскую больницу, где ему сделали операцию.

«По словам хирурга, аппендикс уже лопнул, в полости живота был гной, и началось воспаление брюшины», — рассказывает Лийза, по словам которой, все это могло закончиться печально, если бы они еще немного промедлили. В ходе операции аппендикс был удален, однако на этом проблемы не закончились. Йонасу прокололи в больнице антибиотики и через неделю отпустили домой. Но на следующий день у него вновь подскочила температура, и мальчик опять оказался на операционном столе.

Несколько дней ему делали дренаж полости живота, а для уничтожения бактерий, вызывающих воспаление, ввели три антибиотика. Домой малыш попал уже перед самым Рождеством, и после этого еще долго  оставался слабым и худым.

Иногда Лийза задумывается, что же она сама должна была сделать, чтобы как можно быстрее обнаружить у сына воспаление аппендикса.

«Случай с Йонасом не является каким-то из ряда вон выходящим», — утверждает заведующая отделением детской хирургии клиникума Тартуского университета Карин Варик. Хотя у маленьких детей воспаление червеобразного отростка слепой кишки, то есть острый аппендицит (проще говоря, воспаление слепой кишки) — редкость, симптомы здесь бывают своеобразны, зачастую они указывают на другие заболевания. Поэтому при диагностировании воспаления слепой кишки ошибиться может даже самый опытный специалист, не говоря уже о родителях.

Варик поясняет, что хотя аппендицит — самая распространенная боль в животе, именно его бывает труднее всего диагностировать. Иной раз при нетипичном протекании болезни пациент может консультироваться одновременно со многими специалистами, однако диагноз «воспаление червеобразного отростка слепой кишки» так и не ставится.

Разрыв аппендицита у детей не редкость

«Маленький ребенок часто плаксив, и он не может сказать, где точно у него болит, а через какое-то время у него поднимается температура. Схожие симп­томы, например, проявляются при прорезании зубов, — отмечает Варик. — При воспалении аппендицита у маленьких детей случается расстройство желудка и нарушение мочеиспускания, матери говорят, что дети часто бегают в туалет, у них появляется расстройство живота и тошнота».

Симптомы заболевания слабо выражены или являются нетипичными у маленьких детей, а также у людей старше 65 лет. Поэтому для них риск разрыва червеобразного отростка слепой кишки выше.

При нетипичном протекании заболевания пациента наблюдают дольше, обычно 24–36 часов. В случае необходимости даже дольше, чтобы провести исследование ультразвуком или взять анализы крови. Иногда маленькие дети проводят в больницах несколько недель и даже месяцев для того, чтобы врачи поставили точный диагноз. У двух из трех малышей воспаление червеобразного отростка слепой кишки заканчивается разрывом или пограничным с разрывом состоянием. При воспалении аппендицита важно начать лечение прежде, чем стенка аппендикса разорвется, в противном случае возможно опасное осложнение. В этом случае боль в животе становится намного сильнее и распространяется уже по всему животу. Живот раздувается и напрягается.

Воспаление аппендицита может возникнуть во всех возрастных группах, но чаще всего болезнь проявляется между десятью и тридцатью годами. То, что воспаление слепой кишки может возникнуть уже после 40 лет, 49–летняя Мари не могла и предположить. Но однажды утром она проснулась со странным ощущением — в животе все бурлило, а снизу с правой стороны живота что-то давило.

Несмотря на плохое самочувствие, Мари приняла обез­боливающее и пошла на работу, но толку от лекарства не было. «На следующий день я осталась дома, приняла теп­лую ванну, но лучше не стало. Позже из разговора с семейным врачом выяснилось, что это было ошибкой», — вспоминает Мари, которая тогда была совершенно уверена, что ее донимает желудочный вирус. В полдень женщина пошла к семейному врачу, где выяснилось, что показатель ее воспаления в десять раз превосходит допустимый уровень. Семейный врач, ощупав живот, предположил, что, возможно, все дело в воспалении слепой кишки, и тут же выписал направление в отделение экстренной медицинской помощи (ЕМО).

Предотвратить болезнь невозможно

Мари поспешила в ЕМО Ляэне–Таллиннской центральной больницы, где было решено направить ее на обследование. В палате через несколько часов у нее поднялась температура, и Мари срочно прооперировали. «Ситуация была тяжелой, поскольку слепая кишка уже лопнула, и появилось гнойное воспаление. Врачи поначалу сомневались, аппендицит ли это», — говорит Мари.

Она провела в больнице неделю, но через два-три дня после выписки домой из шва пошел гной. Мари вернулась в ЕМО, где ее рану почистили и сделали дренаж. И так продолжалось ежедневно несколько недель подряд. «Я действительно не подозревала воспаления слепой кишки. В ЕМО меня еще расспрашивали, когда у меня начал болеть живот, я ответила, что вчера. «Вчера?!» — удивлялись они. Но ведь люди в Эстонии не идут сразу же в ЕМО, они принимают болеутоляющее и терпят», — признает Мари.

Обычно боль при остром воспалении червеобразного отростка слепой кишки начинается в области пупка, отдавая вправо вниз живота. При  пальпировании живота ощущается повышенная чувствительность в области между пупком и правым крылом подвздошной кости. Поднимается температура, и ходьба становится затруднительной, поскольку каждое движение вызывает острую боль; но поскольку болевой порог у всех людей разный, одни оказываются в больнице раньше, другие — позже.

Вылечить воспаление аппендицита можно только при помощи операции. При остром воспалении, продолжающемся от трех до пяти дней, в зоне червеобразного отростка слепой кишки может появиться скопление гноя, или абсцесс.

По словам руководителя центра общей и онкологической хирургии Ида–Таллиннской центральной больницы Андре Трудникова, аппендицит в Эстонии ежегодно удаляется примерно у 2300 пацие-нтов. Возникновение воспаления червеобразного отростка слепой кишки предотвратить невозможно, и причины его возникновения самые разные. Самой распространенной из них Трудников считает сужение просвета червеобразного отростка, в результате чего нарушается опорожнение верхней части органа и разрастающиеся после сужения просвета бактерии становятся причиной воспаления. Причиной этого может стать семейная предрасположенность, а также повреждения, обусловленные аденовирусными и энетровирусными инфекциями.

Если у большинства людей аппендицит располагается с правой стороны внизу живота, то у десяти процентов людей он находится либо справа и выше, либо в левой части живота. Необычное расположение аппендикса может усложнить диагностику.

Поскольку боли в животе неопределенного характера встречаются часто, не стоит сразу же подозревать у себя воспаление червеобразного отростка слепой кишки. По словам Варик, беспокоиться стоит лишь в том случае, если боль справа в нижней части живота продолжается более 12 часов. Вместе с тем осторожность не бывает излишней.

Насколько известно Варику, за последние десять лет в Эстонии ни один ребенок не умер по причине воспаления аппендицита. В целом смертность по этой причине остается в Эстонии на уровне ниже 0,5 процента.

Комментарии
Copy
Наверх